Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Сегодня — 200 лет со дня рождения Лермонтова.
Не хочется лишний повторять все слова, сказанные за минувшие месяцы в адрес личности и творца, который для нас, пензяков, — несомненно, «наше всё». Тем более что сам юбиляр, будучи человеком, мягко говоря, весьма ироничным, наверняка усмехнулся бы по поводу неумеренных славословий в свой адрес.
Для каждого Лермонтов — свой, как ни банально это звучит. От юношески-порывистых ранних стихов до глубин психологии зрелой прозы (хотя какая, к черту, «зрелость» в неполные 27 лет?) — каждый найдет в его нетолстом собрании сочинений чтение по душе.
Буквально только что в театре завершилась целая неделя, посвященная Лермонтову, — Всероссийский театральный фестиваль «МАСКЕРАДЪ», о котором мы рассказывали регулярно и подробно. Так много Лермонтова на пензенской сцене не было никогда. Впрочем, об этом мы и поговорим сегодня, в юбилейный день.
Лермонтов и театр. Об этом писали, пишут и будут писать, поскольку любовь к сценическому искусству, осенявшая всю жизнь поэта, зародилась у него еще в детстве (все мы читали про его театр восковых марионеток, для которого он сам и сочинял пьесы — увы, до нас не дошедшие).
Но, пожалуй, вернее сказать — любовь к театру была у него в крови. Ибо прадед Алексей Емельянович Столыпин, в 1787-1789 занимавший пост пензенского губернского предводителя дворянства, был страстным театралом, его крепостная труппа считалась одной из лучших в России. Дед по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев, сцену тоже обожал и в своем домашнем театре в Тарханах чуть ли не первым в России поставил шекспировского «Гамлета» в переводе с английского подлинника (до этого у нас историю принца датского знали исключительно по французским переделкам или по трагедии Сумарокова на тот же сюжет; много позже юный Миша Лермонтов в письме к двоюродной тетушке Марии Акимовне Шан-Гирей будет защищать «подлинного» Шекспира от ее нападок: «Вступаюсь за честь Шекспира. Если он велик, то это в Гамлете; если он истинно Шекспир, этот гений необъемлемый, проникающий в сердце человека, в законы судьбы, оригинальный, то-есть неподражаемый Шекспир — то это в Гамлете. Начну с того, что имеете вы перевод не с Шекспира, а перевод перековерканной пиесы Дюсиса, который, чтобы удовлетворить приторному вкусу французов, не умеющих обнять высокое, и глупым их правилам, переменил ход трагедии и выпустил множество характеристических сцен: эти переводы, к сожалению, играются у нас на театре. Верно, в вашем Гамлете нет сцены могильщиков, и других, коих я не запомню»). Михаил Васильевич как раз и сыграл в одной из этих «выпущенных сцен» комическую роль могильщика, а после спектакля доиграл трагедию уже в жизни: принял яд, потому что запутался в отношениях с женой и с любовницей...
Впрочем, всё это произошло в 1810 году, еще до Мишиного рождения. Сам же он впервые познакомился с театром уже в пятилетнем возрасте, в Москве, куда повезла его бабушка. Подросший Лермонтов стал рьяно посещать театры обеих столиц, и кумирами его в драматургии были не только Шекспир, но и Шиллер, и вообще писатели «Бури и натиска». Не случайно в ранних его пьесах — «Испанцы», «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») — шиллеровские мотивы видны невооруженным глазом, а сюжет гениального и вполне русского «Маскарада», как ни странно, почти дословно копирует шекспировского «Отелло».
При всём при том драмы Лермонтова — а законченных у него шесть, да еще набросок либретто оперы по пушкинским «Цыганам» — на российской сцене гости нечастые (за исключением «Маскарада», но и он, как известно, до 1862 года был под цензурным запретом). История лермонтовских постановок исчисляется не сотнями и тысячами, как у того же Шекспира или Чехова, не говоря уж об Островском, а десятками и даже единицами, и то если прибавить инсценировки лермонтовской поэзии и прозы (в первую очередь «Героя нашего времени»). Однако пензенский театр мимо произведений своего земляка — а мы по праву считаем Лермонтова земляком, если не рождению, то по духу, — пройти не мог.
Объявление о первой постановке «Маскарада» на пензенской сцене напечатала газета «Ведомости» 4 ноября 1897 года. Поставлен спектакль был силами группы любителей драматического искусства, режиссером был П. А. Соколов (Жамсон), а роль Арбенина исполнял актер Дмитрий Карамазов.
Кроме того, есть упоминания о постановке «Маскарада» в 1902 году Драматическим кружком Народного театра и в 1903 — в театре П. Д. Вышеславцева (в роли Арбенина — знаменитый актер Императорских петербургских театров Мамонт Дальский). А 30 ноября 1910 года режиссер Арказанов поставил «Маскарад» на сцене пензенского Зимнего театра.
Первая послереволюционная постановка пьесы Лермонтова появилась на сцене Пензенского драмтеатра, уже получившего имя А. В. Луначарского, в 1924 году (режиссер Я. А. Балиев). Роль Арбенина исполнил Георгий Васильев — впоследствии народный артист РСФСР, актер Центрального театр Красной Армии.
В 1939 году режиссер П. Л. Леонтьев поставил «Маскарад» к 125-летию со дня рождения поэта. Арбенина играл И. Д. Гримальский, Нину — В. П. Журавская.
Премьера юношеской пятиактной трагедии Лермонтова о средневековых кастильских страстях (написана в 1830) состоялась в Пензе 23 марта 1955 года. Пьесу эту, с достаточно скромной сценической историей (впервые она появилась на сцене только в 1923 году в Москве, и в последующие 40 лет известно всего 18 ее постановок в театрах России) поставил главный режиссер Николай Иванович Верминский, оформил главный художник театра Георгий Дмитриевич Епишин, а в ролях были «звезды» пензенской сцены Зоя Семенова (Эмилия), Давид Доля (Фернандо), Петр Кирсанов (инквизитор Соррини), Людмила Лозицкая (Ноэми).
«Испанцев» видели не только пензяки, но и жители нескольких городов Украины, где Пензенский театр побывал с гастролями.
Новую версию «Маскарада» 27 марта 1960 года выпустил режиссер Юрий Хмелецкий, художником, как и в предыдущей «лермонтовской» постановке, выступил Георгий Епишин. В роли Арбенина был Владимир Стебаков, Нину играла Людмила Лозицкая, Неизвестного — Петр Кирсанов.
Газета «Пензенская правда» отмечала «хорошую сыгранность и прекрасное понимание лермонтовской драмы». В статье о премьере говорилось: «Закрывается занавес, отгремели аплодисменты. Страшное время, страшные люди — и неизбежные жертвы, когда гибли даже самые умные и талантливые. Сколько невинных жертв! Какое счастье, что это все в далеком необратимом прошлом».
Это, пожалуй, самый знаменитый лермонтовский спектакль Пензенского драматического театра, вышедший в год 150-летия со дня рождения Михаила Юрьевича. Пьеса Лермонтова, во многом автобиографическая, написанная в 1831 году, ставилась на сцене всего четыре раза, начиная с 1916 (утренники в Московском драматическом театре Суходольских). «Лермонтовская энциклопедия» сообщает о пензенском спектакле, премьера которого состоялась 7 октября 1964 года: «В советские годы наиболее заметной была постановка Пензенского театра (1964, режиссер Ю. Гранатов, художник Г. Епишин, в ролях: Арбенин — В. Стебаков, Арбенина — Э. Александрова, Владимир — Э. Соловьян, Загорскина — Т. Коковкина, Наташа — М. Тамбулатова, Софья — Л. Лозицкая, Заруцкий — И. Смакин). Считая, что пьеса не отвечает требованиям сцены, и добиваясь “более глубокого раскрытия ее идейного пафоса”, режиссер создал собственный сценический вариант, включив в него фрагмент из пьесы Лермонтова “Люди и страсти”, добавил сцену бала, где Владимир читает поздние эпиграммы Лермонтова, ввел эпизоды, о которых известно только из разговоров действующих лиц».
А в январе 1965 года спектакль «Странный человек» был дважды показан на самой престижной сцене столицы — в только что открытом Кремлёвском Дворце. Перед началом спектакля вдохновенно и увлекательно выступил известный лермонтовед, мастер художественного рассказа, народный артист СССР Ираклий Андроников. Его слово открыло спектаклю путь к успеху и доверию московского зрителя к пензенскому театру.
Печать восторженно отмечала: «И был успех! И все, что ему сопутствует. Овации, цветы, из зала неслось: “Браво, Пенза!”, и занавес поднимался много раз».
Однако потом произведения Лермонтова исчезли с пензенской сцены почти на четыре десятилетия. Но было за это время в репертуаре два спектакля, героем которых стал сам поэт.
Пьесу о Лермонтове написал и поставил актер театра, заслуженный артист России Виктор Налобин. Премьера вышла 15 октября 1977 года, в день рождения поэта.
В интервью газете «Молодой ленинец» главный режиссер театра С. М. Рейнгольд так рассказывал о спектакле: «Призывом к мужеству, к свершению героических подвигов во имя свободы и Родины пронизано творчество нашего великого земляка М. Ю. Лермонтова. Эти мотивы явственно слышны в драматургическом материале, ставшем основой нашего спектакля».
Роль Лермонтова «в очередь» исполняли молодые актеры Олег Зеленченко и Александр Нехороших. Бабушку поэта, Елизавету Алексеевну Арсеньеву, играла народная артистка России Людмила Лозицкая, а его друзей Святослава Раевского и Алексея Столыпина-Монго — Генрих Вавилов и Евгений Панов.
К 175-летию Лермонтова пензенский режиссер и драматург Анатолий Гуляев создал свою «трагическую версию» последних лет жизни поэта — от гибели Пушкина, когда Лермонтов стал известен читающей России благодаря стихотворению «Смерть поэта», до его собственной роковой дуэли в Пятигорске. Пьеса написана белым стихом и очень густо населена персонажами, причем все они — исторические: от императора Николая I до лермонтовского камердинера Андрея Соколова.
Премьера состоялась тоже в день рождения Лермонтова — 15 октября 1989 года. Опального поручика на этот раз сыграл Анатолий Рогожников, а его бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву — вновь Людмила Лозицкая.
В 2001 году театр после долгого перерыва вновь обратился к творчеству Лермонтова, причем к произведению, за которое не брался еще ни один театр, — к неоконченному юношескому роману «Вадим», повествующему о временах пугачевщины.
Спектакль поставил режиссер Анатолий Гуляев по собственной инсценировке, в которой взял на себя смелость самостоятельно завершить сюжетную линию романа.
При всей своей неоднозначности «Вадим» на несколько лет стал одним из самых популярных спектаклей театра, и не в последнюю очередь — благодаря исполнению заглавной роли Сергеем Казаковым, которому удалось отойти от своего привычного амплуа обаятельного плута и создать мощный образ мрачного бунтаря-мстителя.
Премьера прошла 12 сентября 2001 года.
Необычная постановка родилась в августе 2012 года благодаря сотрудничеству Пензенского драмтеатра и Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области.
«Наш Лермонтов», обозначенный как «спектакль-размышление», — это разговор наших современников о том, что такое Лермонтов сегодня для всех и для каждого из нас. Участники спектакля вспоминают лермонтовские стихи и прозу, романсы и песни на его слова, события в жизни, связанные с творчеством поэта, и даже пытаются перевоплотиться в его персонажей.
У спектакля нет единого автора, текст его — результат совместного творчества актеров, режиссера-постановщика Владимира Карпова и завлита театра Виталия Соколова.
В год 200-летия со дня рождения Лермонтова театр поставил сразу два спектакля по его произведениям. Оба они были включены в афишу фестиваля «МАСКЕРАДЪ», и подробнее вы сможете прочитать о них на соответствующих страницах нашего сайта.