«Ночь искусств», прошедшая в Пензе с шестого на седьмого ноября, традиционно запомнилась гостям и жителям города многообразием творческих экспериментов и неожиданных находок. Исторический квест в краеведческом музее? Легко! Беспроигрышная лотерея в картинной галерее? Не проблема! Кукольный спектакль в доме Мейерхольда? Не делайте вид, будто удивлены. Но дальше всех от форматов в «Ночь искусств» отступил драмтеатр, где зрителям показали спектакль... в гардеробе.
Свет софитов превратился в мерцание факелов, мраморные потолки — в своды мрачного подземелья, публика, собравшаяся посмотреть уникальную постановку — в безмолвную средневековую толпу. Идею поставить пьесу «Мистический Шекспир» не на сцене, а в гардеробе многие поначалу восприняли скептически. Но спектакль прошел на ура. По словам руководителя литературно-драматургической части театра Виталия Соколова, его посетило столько зрителей, сколько не было ни в одну из предыдущих «Ночей».
«Провести спектакль на такой непривычной площадке предложил наш актер Николай Шаповалов, — рассказывает Виталий Германович. — Мы обсуждали разные варианты: традиционный спектакль, творческая встреча, но потом решили провести вот такой необычный эксперимент. Можно сказать, что это поиск новых форм».
За материалом дело не стало — по словам нашего собеседника, Шекспир для подобного рода творческих изысканий подходил лучше всего.
«Во-первых, это, пожалуй, самое большое, что можно было сделать за такой короткий срок: взять фрагменты разных спектаклей и объединить их в один, — продолжает Соколов. — Во-вторых, Шекспир и мистика — это близнецы-братья. В каждом его произведении есть мистические мотивы. В “Ромео и Джульетте” Меркуцио произносит монолог о Королеве Снов, в “Ричарде III” короля посещают призраки тех, в чьей смерти он виновен, в “Макбете” главный герой встречается с ведьмами. Поэтому вопрос о материале, можно сказать, особенно и не стоял. Можно было, конечно, будучи в тренде, взять тематику революции. Но у нас как раз незадолго до этого закончился фестиваль “Маскерадъ”, целиком посвященный советской драматургии. И если бы мы поставили еще один спектакль на подобную тему, это был бы уже перебор».
От момента появления задумки до ее воплощения в жизнь прошло около двух недель. Всего в постановке приняли участие десять актеров — от студентов театрального отделения пензенского колледжа искусств до опытных и знаменитых служителей сцены. Заслуженная артистка Российской федерации Галина Репная, например, выступила в роли кормилицы, няни Джульетты.
Впрочем, не обошлось без небольших огрехов организационного толка: просторный гардероб оказался не в силах вместить всех решивших приобщиться к экспериментальному искусству. Многие, выходя, жаловались на духоту и тесноту, кого-то огорчила нехватка свободных мест у «сцены» и на лестницах. Но можно с уверенностью сказать, что удивительное ощущение сопричастности происходящему, атмосфера площадного театра, театра присутствия искупала все эти недостатки с лихвой.
«Стоит отметить, что это не первая наша постановка в таком духе, — рассказывает Виталий Германович. — Уже лет шесть мы проводим творческие лаборатории и показы под сценой, на площадке под поворотным кругом. Но там атмосфера другая — если в гардеробе актера и зрителя практически ничего не разделяет, нет четвертой стены, то там они, напротив, разделены еще сильнее, чем обычно. Будем ли мы показывать что-то подобное в ближайшее время? Я думаю, нет, все-таки это была разовая акция. Но мы постоянно находимся в поиске, а в театре есть еще много неизведанных уголков».
Дмитрий ЗАЙЦЕВ
Источник: «АиФ-Пенза»