Бенефисный спектакль заслуженной артистки России Натальи Старовойт стал новым прочтением трагической комедии Фридриха Дюрренматта.
Корреспондент «АиФ» стал зрителем новой постановки, закрывшей в Пензе 224-й театральный сезон.
Дама без возраста
В оригинале произведение, ставшее основой для спектакля, который поставил в Пензенском областном драматическом театре московский режиссер Павел Артемьев, называется «Визитом старой дамы». Возможно, в 1956-м году, когда была создана пьеса, главных героев и можно было считать старыми. Однако, во-первых, на сцене бушуют страсти, больше характерные для молодого возраста, а во-вторых — само понятие старости с каждым годом меняет свое летоисчисление. Пьесу Дюрренматта вот уже несколько десятков лет экранизируют под названием, откуда эпитет «старая» аккуратно выпадает. Европейское кино 1964 года с Ингрид Бергман в главной роли называлось просто «Визит», советский фильм 1989 года с Екатериной Васильевой — «Визит дамы», а сенегальская экранизация 1992 года именуется «Гиены» — постановщик ушел от любовной линии, сделав упор на социальную.
По схожему пути пошел и Павел Артемьев, заявивший, что это не классический бытовой психологический спектакль.
«Для Пензы это достаточно неординарная постановка, — подчеркнул он. — Но тему я бы определил бы так: «Нельзя продавать любовь».
В захолустный европейский город Гюллен, переживающих глубокий экономический и, как следствие, социальный кризис, прибывает эксцентричная миллиардерша Клара Цаханассьян, обещающая подарить горожанам миллиард. 45 лет назад 17-летнюю Клару, соблазненную местным жителем Альфредом Иллом, с позором выгнали из Гюллена. Она потеряла ребенка, опустилась на самое дно, но сумела подняться и теперь жаждет восстановить справедливость. Огромная сумма, способная вывести город из кризиса, обещана ею за убийство Илла. Предложение это идет вразрез и с Божьими, и с человеческими законами — у лжесвидетельства Илла против Клары давно истек срок давности, да и смертная казнь в Европе запрещена. Однако Клара твердо верит в силу золота.
Дама Натальи Старовойт стала не «старой», а «алой». Это и цвет костюма миллардерши, резко контрастирующего с землистого цвета нарядами нищих обитателей Гюллена, и цвет крови, ценой которой будет куплено благополучие города.
Безумный карнавал
Явление героини Старовойт в город сопровождается фейерверком, который являет резкий контраст с настроением миллиардерши, возящей за собой приготовленный для бывшего возлюбленного гроб и украшающей его цветами.
«Эту историю не надо воспринимать как-то по бытовому, — отмечает заслуженная артистка России Наталья Старовойт. — Тут такая большая проблема, чтобы оправдать — не оправдать или как-то понять эту историю, это более притчевая вещь».
Тема безумного карнавала проходит через весь спектакль, усиливая трагичность творящегося на сцене. Блестящие новые наряды, которые покупают себе в кредит гюлленцы, надеющиеся разбогатеть после того, как кто-то из горожан убьет таки Илла. Сухой бассейн, заполненный цветными шариками, на бортике которого эксцентричная миллиардерша принимает самых совестливых жителей города — доктора и учителя, пытающихся предложить ей другой выход, помимо убийства.
Члены городского совета, выносящие смертный приговор Иллу, одеты в клоунские колпаки и цветные парики, а сам страшный вердикт, стыдливо именующийся «решением для блага города», объявляется бургомистром, выкрасившим себе усы по примеру Сальвадора Дали. Да и сам Илл после гибели оказывается облачен в костюм клоуна.
Закрыли при аншлаге
«Спектакль — необычный, неоднозначный. Вокруг него будет очень много разговоров, и это прекрасно! Если о спектакле молчат, то это провал. Если о спектакле спорят и ругают его — значит, он состоялся, это событие», — подвел итог худрук Пензенского драмтеатра Сергей Казаков.
Стоит отметить, что оба премьерных показа «Визита алой дамы» прошли при аншлаге.
«Дорогие мои зрители! Спасибо за любовь к театру! За ваше неравнодушие, за поддержку. Для меня это очень важно, вы даете мне силы, — обратился к публике художественный руководитель театра Сергей Казаков. — Это великое счастье, когда публика любит свой театр.
Конечно, столичные театры потрясающи, но они приехали и уехали, а мы остались и ждем вас, потому что без вас мы не сможем существовать. Актеры театра работают для зрителя, зритель приходит, чтоб дарить любовь и аплодисменты нам. Мы завершили 224-й театральный сезон. 224 года формируется менталитет пензенской публики, театральной культуры Пензы».
Труппа театра попрощалась с публикой до нового сезона, открывать который в сентябре планируется «Бесприданницей».
Источник: «АиФ-Пенза»