В театре состоялась последняя премьера уходящего сезона — спектакль «Визит алой дамы»
Драмтеатр закрыл сезон бенефисом заслуженной артистки РФ Натальи Старовойт — премьерой спектакля «Визит алой дамы».
Наталья Витальевна — одна из самых ярких, уникальных и обожаемых публикой актрис театра. Зрители до сих пор с любовью вспоминают ее работы в таких спектаклях, как «Женщина с моря», «Иванов», «Вилла на холме» и, конечно, «Сад», с которого началось ее становление на сцене.
Новая ее работа — необычная и, по словам худрука театра Сергея Казакова, вызовет много разговоров в театральной среде.
— Но если о спектакле говорят и спорят, значит, это событие, — отметил он.
Поставил его московский режиссер Павел Артемьев. Он принципиально не стал смотреть известный фильм Михаила Козакова «Визит старой дамы», преподнеся публике свою версию пьесы Фридриха Дюрренматта.
— Для Пензы эта постановка достаточно неординарная, — подчеркнул режиссер. — Это не классический бытовой психологический спектакль, а поэтический, более европейский. Но его тему я все же определил бы так: «Нельзя продавать любовь».
О любви и не только
Сюжет пьесы многим известен: в немецкий город Гюллен, когда-то процветавший, но потерявший былое величие, приезжает мультимиллиардерша Клара Цаханассьян (Наталья Старовойт). Она готова дать городу, где родилась, и его жителям колоссальную сумму денег, но с одним условием...
Несмотря на эксцентричное и почти комичное начало, со сцены сразу веет чем-то зловещим, тем более главная героиня привозит с собой гроб, который будет стоять в центре сцены на протяжении всего спектакля. Но пересказывать сюжет не имеет смысла.
Как и предвидел худрук, по окончании спектакля разговоров, размышлений, вопросов оказалось предостаточно. Самое первое впечатление — режиссер так увлекся формой, что порой терял содержание, идею, вложенную в сюжет.
Однако не все оказалось так просто. Поискать скрытые смыслы оказалось любопытно. Например, что перед зрителями разыграна не лав стори, а социальная драма, главными действующими лицами являются вовсе не бывшие любовники, а жители Гюллена.
В первом акте режиссер выводит их на сцену настоящими оборванцами. Нищета, которую искушают богатством, тем более, когда в него не вложено ни капли труда, это как заложенная бомба. Она взрывается, она ужасна, она приводит к моральной деградации. Нищета страшна: люди готовы пойти даже на преступление, лишь бы вырваться из нее.
Жители Гюллена продают душу дьяволу и преображаются — они больше не нищие, но превращаются в уродов, бесов. На сцене шабаш, фантасмагория, которую многие зрители старшего поколения, кстати, не поняли и не приняли.
Главные герои на этом фоне оказываются самыми человечными. Они несчастны и одиноки и им сочувствуешь. Горожане вначале погубили юную Клару, отказав ей в помощи, а потом таким же образом расправились и с ее бывшим любимым — Альфредом (Евгений Панов), когда та приехала отомстить ему за растоптанную жизнь.
С другой стороны, это история о том, что за все наши поступки приходится отвечать. Зло и добро возвращаются как бумеранг. Альфред подкупил в юности лжесвидетелей, чтобы избавиться от Клары, она отвечает ему тем же, подкупая целый город. И еще о многом можно подумать после просмотра спектакля.
Ради таланта хоть в воду
Очень понравилась пронзительная работа Евгения Панова в роли Альфреда, и конечно, сама бенефициантка, как всегда, была на высоте.
Актрисе нравятся эксперименты на сцене, ей интересна работа «на сопротивление». Талант и глубокое, вдумчивое отношение к роли позволило ей в этой работе все-таки не дать эксцентричной форме погубить содержание.
— Протеста эта работа у меня не вызвала, я доверилась режиссеру, и роль оказалась интересной, — поделилась актриса.
А по окончании спектакля отметила:
— У нас коллективное творчество. Я без команды ничто, и предлагаю поаплодировать всем, кто принимал участие в спектакле.
Зрители одарили актрису охапками цветов, а коллеги устроили небольшое чествование. Министр культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова вручила юбилярше почетную грамоту министерства, а давний друг театра, спонсор, руководитель аппарата ОАО «Пензтяжпромарматура» Игорь Шишкин преподнес подарок.
— Вы такая прекрасная актриса, что украсите собой любую постановку, несмотря на «сюрпризы» от драматурга или режиссера, — сказал он.
А Сергей Казаков ради бенефициантки даже прыгнул в... бассейн, правда, сухой, детский из шариков — один из элементов декораций спектакля. Побывала в этом бассейне и сама Наталья Старовойт. Коллеги постарались!
Галина ИСАЙЧЕВА
Источник: «Пензенская правда»