14 мая на малой сцене Пензенского драматического театра состоялась премьера спектакля по мотивам произведений английского драматурга Уильяма Шекспира «Мой трон на хрупком хрустале» режиссера Александра Эпимахова, посвященная жизнеописанию последнего короля из династии Йорков Ричарду Третьему.
Старинная война кузенов
За основу спектакля взяты исторические хроники Шекспира, представляющие собой вторую тетралогию, повествующую о так называемой войне Алой и Белой розы (династической войне за английский трон двух противоборствующих ветвей династии английских Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков). Шекспиром данные произведения были написаны во времена правления Елизаветы Первой, которая происходила из династии Тюдоров. Ее дед Генрих Тюдор взошел на английский престол как раз после короля Ричарда Третьего, убитого в битве при Босуорте.
Естественно, Ричард Йоркский изображен в угоду правящей королеве небывалым злодеем, убийство которого можно считать великим благом и избавлением для нации. Насчет правдивости данного факта есть множество гипотез, в Британии до сих пор ведутся споры о личности короля Ричарда, оправдывающие его или обличающие в приписываемых ему Шекспиром преступлениях.
В пьесах Ричард Третий изображен уродливым горбуном, виновным в убийстве своих братьев, кузенов, племянников, последних Ланкастеров, соблазнении жены Эдуарда Ланкастерского, последующем ее убийстве и попытках женитьбы на собственной племяннице. Герой открыто признается в своих преступлениях без тени раскаяния и впоследствии получает заслуженную смерть от рук своего противника — Генриха Тюдора, представителя новой династии (дальнего родственника его противников — Ланкастеров).
От первого лица
Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовала с исполнителем главной роли в спектакле — актером Пензенского драматического театра Николаем Шаповаловым.
— Как вы представляете главного героя — очень неоднозначную личность?
— Ричард — младший и всеми нелюбимый сын в семье, по мнению Шекспира, ужасный злодей, использующий любые средства для достижения своих целей. У него все комплексы заложены в детстве. Он солдат, он посадил своего брата на трон, его любимая игрушка — война, а у него ее отбирают. И жизнь его оказывается пустой. Он пытается плести интриги, чтобы вырваться из мира, где он — чужой. Он лишний, презираемый всеми урод, но на поле боя он — действительно король, вождь, ведущий за собой людей.
Он — хороший игрок. В бою он и кукловод, и главное действующее лицо. Он выжидает, не идет против старших братьев. Он дошел до трона, смог этого дождаться, отвести от себя подозрения. У Шекспира Ричард — отрицательный персонаж. Но, согласно всем канонам актерского мастерства, в любом персонаже есть душа, нужно найти адвоката роли.
— В оригинальной версии Ричард Третий появляется в трех частях трагедии, как вам удалось сократить сюжет и чем пришлось пожертвовать?
— У нас версия сокращена, за основу взята последняя часть трилогии, с одноименным названием. Поэтому у нас больше фактов, а не размышлений, возможно, это не позволит совсем уж близко к шекспировской задумке раскрыть персонажи, но формат спектакля, увы, позволяет только это. Количество персонажей сокращено до пяти, остальные изображены либо в виде фигур, либо в качестве воспоминаний.
Также будет для зрителей представлена информация о степени родства того или иного персонажа. Форма спектакля — площадная. Для России она нехарактерна. Очень многие вещи в нашей версии связаны с так называемой открытой формой, постоянным обращением к зрителю. Вообще, есть такой исторический факт, что моряки брали пьесы с собой в плавание и развлекались тем, что ставили их у себя на корабле. Вот примерно так же и мы пытаемся представить зрителям происходящее на сцене — фарс, позерство.
— Кем стал персонаж именно для вас?
— Для меня Ричард — очень одинокий человек. Мужчинам свойственна жажда побед, боев, командования. В описываемое время война была одним из доступных мужских развлечений. Ричард верил в оружие, в силу и в себя. Брат — алкоголик, сидящий на троне, ничего не сделал для страны, второй такой же. Их жены, дети только заняты разделом королевства. И только он способен спасти страну, помочь ей. В этом он видит свой долг. Династию он не продолжит. У него нет прямых наследников.
Он пытается во время своего правления успеть что-то важное. Но, для этого необходимо приложить усилия, чтобы удержать это хрупкое равновесие на троне, которым играют английские династии. Усилия эти, подчас, требуют ужасных жертв. И он на них вынужден идти.
Новый проект
Премьера постановки состоялась в рамках нового проекта Пензенского драматического театра «Открытая сцена — молодым». В рамках этого проекта молодым режиссерам и актерам предоставляется малая сцена театра для экспериментальных работ, которые оцениваются зрителями и впоследствии могут войти в репертуар драматического театра уже на большой сцене. Об этом непосредственно перед началом спектакля зрителям рассказал художественный руководитель театра Сергей Казаков. По его словам, таким образом руководство театра решило оказать поддержку начинающим талантам, способствовать раскрытию новых имен.
Подобные проекты есть у Константина Райкина, Олега Табакова. Это не новелла, такой формат уже активно используется ведущими театрами страны. Для Пензы это новый проект, новый виток.
Судя по реакции зрителей, театральное начинание пришлось им по душе. Постановка вышла очень драматичной, с публикой был показан буквально-таки прямой диалог. Главный герой практически зависает над залом на веревках, персонажи часто словно призывают сидящих в зале в свидетели своих слов. На какие-то мгновения создается впечатление, что именно так играли на подмостках шекспировского театра «Глобус» в елизаветинские времена.
Отчетливо видны эмоции персонажей, у многих в глазах слезы, отчаяние, глаза главного героя буквально горят дьявольским огнем. По ходу спектакля ключевой персонаж видоизменяется и в физическом плане, видимо под влиянием творимых им злодеяний — усыхает рука, появляется хромота, в конце он — именно тот злобный горбун, каким его и изобразил в своей трагедии Шекспир.
Но Ричард, кроме отвращения, вызывает и жалость. Удачно продемонстрирована метаморфоза обиженного судьбой человека в коварного лицемера и негодяя. Финальная сцена его гибели в суровом поединке вызывает сочувствие, уважение к его несомненной отваге и жажде признания, порожденной не столько тщеславием, сколько жизненными невзгодами.
Новый проект театра, как обычно, получился необычным и интересным. Радует разнообразие форматов, которые использует наш театр в своей работе.
Наталья Мокрецова
Источник: Пенза-Онлайн