Спектакль «Путь левой руки» вызвал литературоведческие споры
На второй премьерный показ спектакля «Путь левой руки» в драмтеатре приехали автор пьесы, московский драматург Ольга Михайлова, написавшая ее специально для пензенского театра в рамках творческого проекта «Из-под пера», а также режиссер спектакля Александр Баркар (Москва) и известный столичный критик Григорий Заславский.
— В основе сюжета — вымышленная история, — рассказала драматург. — Популярная московская гадалка по просьбе бабушки Михаила Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой приезжает в Тарханы. Что касается литературного материала, все основано на документах, мемуарах, книгах о Лермонтове, которые я, естественно, проштудировала при написании пьесы. Я использовала литературный прием, когда рассказывают о герое, в данном случае — о великом поэте, но без его участия. Хотя историческая пьеса сама по себе хороша, для меня немаловажно, чтобы история отзывалась в сердцах сегодняшнего зрителя.
Судьба, храни
В спектакле сыграли две выдающиеся пензенские актрисы, заслуженные артистки РФ Галина Репная (бабушка Лермонтова) и Наталья Старовойт (гадалка). Зал с придыханием следил за диалогом их героинь, одна из которых самозабвенно, неистово желала защитить внука от превратностей судьбы, пытаясь изменить ее силами мистических чар, по ее словам, «сотворить невозможное». Ее визави же, казалось, был известен трагический финал, и она оттягивала страшное известие, прячась то за мнимым легкомыслием, то за игрой в гадание и ворожбу.
Зрители не могли не сопереживать происходящему на сцене. Блестяще сыгранная актрисами ситуация близка всем людям, готовым пойти на все, чтобы отвести беды от своих детей. Русскому женскому характеру присуще желание руководить детьми, внуками, как это делала бабушка Лермонтова в пору детства Мишеньки. Но, увы, наступает пора юности, и они уходят из-под родительской власти, начиная творить свою судьбу сами.
В конце спектакля пензяки устроили овации, дав высокую оценку спектаклю. Своими впечатлениями поделился и московский критик Григорий Заславский, отметив прежде всего игру двух выдающихся актрис.
— Спектакль держит зрителей в напряжении, — добавил он. — Однако не хватило декораций, театральной атрибутики. Мне не нравится, что театр чем дальше, тем больше становится искусством малобюджетным. Но это не вина пензенской драмы, а, к сожалению, реалии нашего времени.
Истина в споре
При обсуждении вышел небольшой литературоведческий спор между автором пьесы и сотрудниками музея «Тарханы», которые увидели в материале некоторые неточности.
— Когда выводишь на сцену историческую личность, надо избегать биографических ошибок, в частности, касательно внешности Лермонтова и желания бабушки его женить, — высказала претензии заместитель директора музея-заповедника «Тарханы» Надежда Потапова. — Но играли превосходно, эмоциональное воздействие очень сильное.
Драматург отвечала, что использовала исключительно мнения, факты и впечатления людей, знавших Лермонтова.
На показ ожидали и директора музея-заповедника «Тарханы» Тамару Мельникову. К сожалению, дела не позволили ей воспользоваться приглашением.
Галина ИСАЙЧЕВА
Источник: «Пензенская правда»