В Пензенском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Последняя жертва» по пьесе А. Н. Островского
Старая добрая русская классика, на этот раз в постановке заслуженного артиста России Василия Конопатина. Роскошные костюмы XIX века, богатые декорации, прекрасный актерский ансамбль, в котором на высоте были как корифеи, так и молодые таланты. Как раз то, что так любит консервативный пензенский зритель.
В пьесе «Последняя жертва» есть и роковая страсть молодой женщины, и неотразимый обольститель, и большие деньги, и загубить свою душу в кутеже. Молодая вдова Юлия Тугина (актриса Юлия Кузьмина) полюбила негодяя, игрока и повесу Вадима Дульчина (актер Юрий Землянский). Она потратила на него все свое состояние и теперь готова на «последнюю жертву» — отчаянный и унизительный шаг — идти к богатому купцу Прибыткову (Евгений Панов) и просить у него деньги, чтобы спасти возлюбленного от долговой ямы...
Словом, все, что можно встретить и в современных мелодрамах. Все же произведения Островского удивительным образом даже сквозь столетия не утрачивают своей актуальности.
Зрелость против юности
Но «Последняя жертва» — не мелодрама, а комедия. И Василий Конопатин это комическое представил очень ярко и выпукло. В каждом слове и движении актеров сквозит ирония.
Взять, к примеру, неотразимого обольстителя Вадима. По пьесе — молодой человек сногсшибательной внешности и обаяния, от которого теряют голову дамы от 16 до 60. Но в исполнении талантливого Юрия Землянского Дульчин — этакий Хлестаков, истинная сущность которого раскрывается для понимающих людей с самого начала. И когда он произносит: «Другие губят и свое, и чужое состояние хладнокровно, а я сокрушаюсь, на меня нападают минуты страшной тоски» — это вызывает не возмущение цинизмом, а смех.
На его фоне весьма выигрышно смотрится купец Прибытков. В исполнении Евгения Панова он не старый сладострастник, а человек, которого настигла поздняя любовь.
Нет проходных ролей
В числе несомненных удач спектакля — как всегда искрометная, яркая, несравненная Галина Репная в роли Глафиры Фирсовны. Именно эта героиня, сплетница и склочница, пытается раскрыть влюбленной вдове глаза на фальшивого козырного короля Дульчина.
Хорош Генрих Вавилов в роли старого татарина. И от сладкой парочки — Лавра Прибыткова ( Анатолий Иванов) и его дочери Ирен (Марина Матвевнина) — глаз не оторвать.
Вообще, в «Последней жертве» нет ни одной незаметной роли, даже эпизоды позволяют актеру раскрыться. Например, настоящий фурор произвела Ольга Белякова в роли богатой вдовы Пивокуровой. А ведь, казалось бы, всего-то прошлась по сцене с плотоядными возгласами: «Мужчи-и-ина!».
Словом, «Последняя жертва» — несомненная удача заслуженного артиста России Василия Конопатина.
Наталья СИЗОВА
Источник: «Пензенская правда»