В Ульяновске прошёл театрально-исторический фестиваль. С 5 по 12 декабря 2014 года в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова театры нашей страны от Самары до Владикавказа представили свои спектакли в рамках II Театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы». Этот театральный форум, посвященный предстоящему в 2016 году юбилею нашего земляка, писателя и историографа Николая Карамзина, стал правопреемником другого ульяновского фестиваля, посвященного творчеству Гончарова. «УП» посмотрела фестивальные спектакли и попыталась понять, какой видится российская история отечественным лицедеям.
Расширилась география — несомненный плюс нынешнего форума. Еще один — масштабность фестивальной программы поражала воображение даже видавших виды театралов. Место нашлось всем жанрам. От оперы и моноревю до детектива и глобальных исторических драм. Даже немного скучные и нарочито дидактические посылы не испортили общей картины. Некоторые концептуальные огрехи, связанные с выбором спектаклей, организаторам «Истории государства Российского» еще предстоит проанализировать. И сделать выводы. Задел на будущее в целом весьма достойный. И сегодня не имеет смысла уж так сильно придираться по мелочам. Поэтому ограничимся кратким театрально-историческим экскурсом минувшей фестивальной недели.
Столыпин, Толстой и сакральность
Первым спектаклем фестивальной программы стала опера «Царская невеста», представленная Марийским государственным театром оперы и балета имени Сапаева. Йошкаролинцы приурочили показ оперы Николая Римского-Корсакова к празднуемому в этом году 170-летнему юбилею композитора. В отсутствие в городе своего музыкального театра это яркое действо захватывает и смотрится на одном дыхании. Вот только показалось, что на чужой совсем не оперной сцене куда-то делся весь размах этой реалистической лирической драмы, насыщенной яркими коллизиями и узнаваемыми ситуациями, в основе которых вечные темы борьбы за власть и всепобеждающей любви. Классическая оперная версия, состоящая из четырех действий, сокращена в йошкар-олинской опере до трех. Динамики это прибавило. А вот на пользу эпохальности одной из лучших опер Римского-Корсакова явно не пошло.
Не все вполне гладко и с историческим детективом «История одного преступления» от Пензенского драматического театра имени Луначарского. Эту пьесу провинциальный российский театр специально заказал московскому драматургу Ольге Михайловой. Постановку осуществил молодой столичный режиссер Ансар Халилуллин. Пензенский спектакль представляет собой рассказ о преступлении, к расследованию которого оказались подключены два величайших ума России своего времени — писатель Лев Толстой и премьер-министр Петр Столыпин. В основу пьесы легла их переписка по искомому вопросу. Но эпистолярный жанр оказался строптив для театрального переложения. Практически безо всякого действия люди обмениваются пространными монологами о предметах отвлеченных. Детектив превращается в чересчур затянутую историческую драму. Герои зачастую спорят не о главном козыре «Истории одного преступления» — неравноправии русской женщины, зарубившей топором своего хозяина. Но — подсознательно — о сакральности России и власти в ней. Эта «актуальность» как будто волнует создателей спектакля даже больше, чем документально-историческая точность, которая, впрочем, окончательно в жертву сакральности, по счастью, не принесена.
«Шкатулка за плинтусом»
Статус Международного нынешнему ульяновскому фестивалю обеспечило участие в нем Татьяны Хазановской из Тель-Авива. Израильская актриса привезла музыкальный моноспектакль «Восточный ларец» по мотивам арабских сказок Власа Дорошевича, российского фельетониста № 1 времен Чехова. Это милейшее ассорти страсти, любви, полета, красоты и порока. Шоу Хазановской — поэтичное, ироничное, музыкальное и полное ярких образов. С единственным маленьким «минусом» — всего вышеперечисленного в спектакле как-то чересчур. В отличие от «осторожной» в выразительных средствах пушкинской «Капитанской дочки» в исполнении самарского театра «Камерная сцена». Как ни крути, а от камерности Пушкин только проигрывает. И актеры как будто и рады бы развернуться во всю ширь русского бунта, да уверенности для этого им не хватает. Результат — тихое «домашнее чтение». И первобытная иррациональная тоска от невозможности понять историю, разгадать непостижимую тайну русского характера.
Симбирская драма удивила гостей, участников и зрителей фестиваля новой работой по «Бедной Лизе» Карамзина. Спектакль худрука театра Сергея Морозова настолько своеобычен и экспериментален, главным образом своим театральным «языком», что полное впечатление о нем можно будет составить, когда эмоции «отлежатся». А настоящим «свадебным генералом» историко-театрального форума в Ульяновске стал известный российский театральный режиссер Марк Розовский. «Будь здоров, школяр» и «Песни нашей коммуналки» — два программных спектакля его театра «У Никитских ворот» (Москва). Цельные, крепкие, профессиональные, просчитанно чувственные и апробированные на гламурной столичной публике, в Ульяновске заиграли новыми сентиментальными красками. Поставленная Розовским в театре драмы имени Вахтангова из Владикавказа инсценировка нашумевшей повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» оказалась слишком легковесной для стилистики русского психологического театра, в которой сделана. Это и не вполне «бытовой кошмар», как в литературном первоисточнике. И не до конца театральный апокалипсис, как задумано режиссером, но не понято актерами. Правда быта здесь размыта. А сиюминутные переходы от юмора к поэтике и наоборот грешат неоправданными длиннотами...
Артур Артёмов
Источник: «Ульяновская правда»