— Этот спектакль станет последним, — уверял Валерий Белякович, поставив в 2011 году во МХАТе имени Горького свою восьмую версию «Ромео и Джульетты». Однако в начале 2014 года в Пензенском драматическом театре он ставит очередной вариант бессмертной пьесы Шекспира. Премьера назначена на 22 января.
От восторга до скепсиса
Режиссёр решил обновить спектакль, поставленный им же в Пензе в 1994 году, и до 2004 года остававшийся в репертуаре нашего театра. Тогда постановку назвали новаторской. Разные варианты пьесы в трактовке Беляковича по сей день идут в театрах России. В Москве — с аншлагами.
Профессиональные критики весьма благосклонно относятся к творческим поискам режиссёра. А зрители дают его постановкам достаточно полярные оценки: от восторженных до скептических.
Как зарождается злоба
По словам Беляковича, Пенза — один из трёх городов, наряду с Токио и Москвой, где ему больше всего нравится работать. Хотя спектакли он ставил в разных странах, включая Америку.
Постановки режиссёра, прежде всего, адресованы молодежи. «Ромео и Джульетта» в трактовке Беляковича — это спектакль о том, как зарождается злоба, ненависть, насилие, как неугасающая вражда двух кланов убивает любовь двух юных сердец. Режиссёр пытается вместе со зрителем разобраться в причинах гнева и насилия. Чем не современная тема? И даёт ответ: противостоять насилию может только любовь!
Без диктата не обойтись
На репетициях Белякович жёсткий, деспотичный. Он считает, что с артистами не обойтись без диктата. Им надо дать энергетический заряд. Без этого разрушится динамичность спектакля. Порой сценография его постановок аскетична, но это для того, чтобы обнажить игру актёров.
Из первого актёрского состава, игравшего в пензенской постановке «Ромео и Джульетты» в 1994 году, в обновленном спектакле будут заняты лишь несколько человек, так как многие уехали из Пензы в другие театры. Но Белякович всегда славился тем, что умел привлечь в свои постановки молодых артистов. И наш случай — не исключение.
Александр ФЕДОРОВ
Источник: «Наш город»