В Калуге завершился фестиваль «Старейшие театры России». В конкурсной программе приняли участие областные театры из восьми городов страны, не считая хозяев — Калужского драматического театра. Афишу закрывал Театр им. Евг. Вахтангова, который на правах столичного гостя фестиваля завершал теафорум. Помимо показа спектаклей каждый день шли читки пьес в рамках программы «Новая пьеса для старого театра», дискуссии, обсуждались спектакли основной афиши.
Зрителей здесь приучили не только ходить в Калужский театр, но наделили еще и миссией — быть гостеприимными, радушными, благодарными соучастниками, оттого фестиваль стал праздником для города и спектаклям сопутствовали аншлаги.
Жюри конкурса возглавила выдающаяся актриса Ольга Яковлева, которая в частном разговоре спросила меня: «А почему эти спектакли мы не видим в Москве?». В вопросе известной актрисы присутствовала и положительная оценка спектаклей, которые были отобраны для конкурсной программы арт-директором фестиваля Григорием Заславским.
Фестиваль «Старейшие театры России» — дань традиции, возможность увидеть срез главных театров в российских городах. Шутка ли сказать, что многие из приехавших коллективов тянут нить истории от XIX, а то и XVIII века.
Чем же живут эти театры? Никого, конечно же, не удивит, что классика оказывается спасительной для репертуара: «Зойкина квартира» М. Булгакова, режиссер Е. Марчелли (Ярославский театр драмы), «Вишневый сад», режиссер В. Саркисов (Нижегородский театр драмы) А.П. Чехова, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина, режиссер Д. Петрунь (Пензенский драматический театр), «Месяц в деревне» И. Тургенева, режиссер С. Морозов (Ульяновский драматический театр), «Бешеные деньги» А.Н. Островского, режиссер А. Кузин (Саратовский академический театр драмы). Добавим к этому списку препарированную комедию Шекспира на современный лад А. Застырецем «Приручение строптивой», режиссер В. Петров (Воронежский академический театр драмы), а также советскую классику — «Золотой теленок» И. Ильфа, Е. Петрова, режиссер В. Кузнецов (Владимирский академический театр драмы).
Присутствие современной пьесы в афише фестиваля оказалось скромнее: Пензенский драматический театр в формате малой сцены показал спектакль по пьесе О. Михайловой «История одного преступления», в которой документальная переписка Л. Толстого и П. Столыпина легла в основу текста (режиссер А. Халилуллин), а Тульский академический театр драмы — пьесу «Счастье мое...» А. Червинского, написанную драматургом еще в 80-е годы прошлого века, режиссер Д. Краснов. Сами хозяева приурочили к фестивалю выпуск премьеры по пьесе болгарского драматурга Й. Радичкова «Попытка полета» (режиссер А. Плетнев), открытой нашим театром в те же 80-е.
Нетрудно уловить тенденцию, которую чувствуют режиссеры разных поколений, ставящие сегодня за границами двух столиц: зритель, вероятно, больше восприимчив театру, который открыт человеку, способен сочувствовать ему. Будь это психологически подробный театр, как в случае с «Вишневым садом» (приз жюри «За лучшую режиссуру») или поэтический, метафорический, как в калужском спектакле «Попытка полета» (специальный приз жюри).
Ольга Галахова
Источник: Российская газета