В конце прошлой недели, спустя 22 года, на владимирскую сцену вновь вышли актёры Пензенского драматического театра. Днём ранее свои гастроли в Пензе открыла и владимирская труппа — спектаклем «Ханума».
Оба театра роднит их богатая история, а также имя Луначарского, которое в нашем городе, правда, осталось лишь в народной памяти. Но, в отличие от владимирских коллег, коллектив Пензенского театра драмы не выезжал на гастроли уже двадцать лет. Причина — банальна и всем известна: отсутствие финансов. Приехать во Владимир актёрам удалось благодаря гранту министерства культуры.
— Без гастролей театр не может существовать, — говорит художественный руководитель пензенского театра драмы, заслуженный артист России Сергей Казаков. — Мы привыкаем к своему городу, к своему зрителю. Зритель к нам привыкает. И возникает состояние как у человека, который сидит и о чём-то мечтает. Театр затухает. Мы ездим по фестивалям, но там, как правило, показывается одна постановка. А гастроли — это несколько спектаклей и, что самое главное, — не свой зритель. Это даёт не только стимул, но и развитие для театра.
Владимирская облдрама повезла в Пензу постановки «Ханума», «Андрей Боголюбский» и «Моя профессия — синьор из общества». Ответ гостей — спектакли «Куклы», «Поздняя любовь» и «Обыкновенное чудо».
— Дело в том, что «Обыкновенное чудо» практически нигде не идёт, — говорит Сергей Казаков. — После фильма — сами понимаете, очень трудно рискнуть и поставить этот спектакль. Мы рискнули, поставили. И у нас этот спектакль называется «Разговор о любви». Это новая, молодая режиссура. Спектакль в Пензе пользуется успехом.
А открыли гастроли пензенцы спектаклем «Куклы» известного столичного режиссёра, ныне возглавляющего московский театр им. Станиславского, Валерия Беляковича. Литературной основой спектакля стала пьеса Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», переписанная режиссёром.
С Беляковичем у пензенцев отношения особенные. Пензенский драматический был первым нестоличным театром, где Валерий Романович поставил спектакль. И теперь, спустя четверть века, сотрудничество не прекращается.
— Белякович — всегда не риск, это всегда победа, — отмечает Сергей Казаков.
Тот же спектакль был поставлен, помимо Пензы, в Москве, Нижнем Новгороде и Белгороде. Но, по словам Сергея Казакова, везде он — разный, что обусловлено чутким отношением Беляковича к актёрам. «Куклы» появились в репертуаре благодаря молодому «пополнению» в труппе театра. Выпускники театральных вузов сразу же попали в руки Беляковича.
— Нас запугали сильно, — признаётся молодой актёр Илья Кочетков. — А когда стали работать, он оказался добрым, отзывчивым человеком, и у нас хороший союз получился.
Спектакль был поставлен всего за 12 дней. Таков способ работы режиссёра: на репетициях он выстраивает мизансцены, суть актёры начинают понимать уже позже.
«Куклы» — аллегоричный трагифарс. Проблемы в нём до боли знакомые — споры о кризисе театра, безнравственность и даже собственная «Болотная» — куклы, внешне ничем не отличимые от людей, настолько перенимают человеческие черты, что в итоге устраивают бунт. Распределение социальных ролей вполне типично: Болтун стал президентом, Педро-Каин — полицейским, куклы-женщины — угнетённым народом, который только работает и ропщет... Примечательно, что роль Пигмалиона — создателя необычайных кукол — сыграл худрук театра Сергей Казаков.
Сегодня последний день, когда владимирские зрители смогут лицезреть пензенских актёров. Свои гастроли коллектив завершает показами спектакля «Поздняя любовь» — мелодрамы по пьесе Островского.
Ирина Курочкина.
Источник: АиФ-Владимир