27 марта отмечается Международный день театра. Еще Шекспир сказал: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». Но все же каждый из нас должен заниматься своим делом: актеры — играть на сцене, зрители — сопереживать в зале... А ведь именно для зрителей и дышит этот огромный, волшебный, живой мир — театр. А он, между прочим, начинается с вешалки.
По системе Станиславского
Кстати, данное изречение о вешалке приписывают одному из основателей Московского Художественного академического театра Константину Сергеевичу Станиславскому. Предположительно это крылатое выражение сложилось на основе письма Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.): «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...»
Так уж у нас принято, что накануне Международного дня театра героями СМИ становятся актеры, режиссеры, драматурги... И это — заслуженно! Но ведь театр — не только волшебный мир сцены, но и мир закулисья. Можно сказать, взгляд изнутри... И люди, которые первыми встречают нас, зрителей, могут рассказать много интересного. Поэтому сегодня мы и предоставим возможность вам, дорогие читатели, познакомиться с такими замечательными людьми. Нашими собеседниками стали служащие Пензенского областного драматического театра: Надежда Анатольевна Волкова (гардеробщица), Анна Владимировна Гаврилова (старший контролер билетов) и Ирина Николаевна Буракова (старший администратор). Итак...
Александр Михайлов раздевался в общем гардеробе
Надежда Анатольевна Волкова служит в гардеробе Пензенского драмтеатра третий сезон.
— Я на этом посту — с открытия нового театра, — поясняет Надежда Анатольевна. — Работа у меня очень интересная! Столько людей проходит... Многих театралов уже в лицо узнаю. А тут произошел у меня такой случай, что я известного актера Александра Михайлова не сразу узнала!
Дело было в октябре прошлого года, когда в нашем городе проходил театральный фестиваль «Провинция».
— На сцене уже началось действо, когда ко мне подошел скромно одетый мужчина с дорожным саквояжем в руках, — вспоминает Надежда Волкова. — Вот, говорит, опоздал, неудобно как-то... А сам лицо в высоко поднятый воротник прячет. Поэтому я его и не узнала сразу. А уж потом поняла: это ж Александр Михайлов, знаменитый Вася из фильма «Любовь и голуби»! Я еще тогда удивилась: надо же, такая знаменитость, а держится очень скромно, в общем гардеробе одежду оставил...
Пензенскому зрителю дождь не страшен!
Вот, казалось бы, что такого интересного в работе театрального контролера билетов? Но все так банально только на первый взгляд! И в подтверждение тому — рассказ Анны Владимировны Гавриловой, которая служит старшим контролером билетов в драмтеатре тоже третий сезон.
— Я этот день запомню на всю жизнь, — говорит Анна Владимировна. — Оно и понятно, не часто к нам в театр Владимир Путин приезжает! А дело было 29 апреля 2011 года...
Как вспоминает наша собеседница, в тот памятный день в 18.30 должны были давать на сцене восстановленного после пожара старого театра спектакль «Поминальная молитва». Актеры очень волновались: ведь на новой сцене это практически премьера... Но еще большее волнение у всех сотрудников нашего драмтеатра вызывал тот факт, что днем, до спектакля, ожидали приезда Владимира Путина! Он должен был участвовать в телемосте, посвященном развитию театрального дела в России, и встрече с творческими людьми нашей страны. И все бы хорошо, но самолет Владимира Владимировича вылетел из Москвы с опозданием на полтора часа. Соответственно, и телемост, и встреча с творческой интеллигенцией, и сам спектакль «Поминальная молитва» задерживались на полтора-два часа.
— На улице весь день шел проливной дождь, было очень холодно, — вспоминает Анна Гаврилова. — Зрители, пришедшие на вечерний спектакль, уже стояли на улице. Чтобы они не мерзли и не мокли под дождем, мы неоднократно предлагали им сдать билеты либо прийти по этим же билетам в другой день. Но никто не согласился на это, и никто не разошелся по домам. Вот какой у нас зритель!
Последние слова Анна Владимировна произнесла с нескрываемой гордостью. И не было в них ни пафоса, ни наигранности. Стало совершенно очевидно, что все, кто служит в нашем драматическом театре, в первую очередь служат своему зрителю. Любят своего зрителя. Гордятся своим зрителем.
«За такое счастье еще и деньги платят!»
Ирина Николаевна Буракова — старший администратор Пензенского драматического театра, служит в нем с 2004 года.
— Я прекрасно понимаю выражение: «На работу — как на праздник», — улыбается Ирина Николаевна. — Наш театр — это действительно непередаваемая атмосфера праздника, где каждый день приносит что-то новое, интересное. Вот бывает так, что выходишь из дома либо не в настроении, либо чувствуешь себя неважно, а только переступаешь через порог нового театра, весь негатив как рукой снимает! Я постоянно ловлю себя на мысли: за такое счастье мне еще и деньги платят!
У Ирины Бураковой за ее многолетний опыт службы в нашем драмтеатре накопилось множество интересных историй. Вот одна из них:
— Как-то в нашем театре в рамках гастрольного тура выступала певица Валерия. Она, как известно, вегетарианка. И меня попросили найти для певицы... вегетарианские голубцы! Ну любит их Валерия. Я обзвонила все пензенские рестораны, но без толку! Везде мне говорили: мол, нужно много времени, чтобы специально этот заказ приготовить. Что делать? И тогда я нашла выход: купила на рынке вегетарианские голубцы- полуфабрикаты, в соседнем кафе их приготовили, и мы угостили ими Валерию. Ей те голубцы очень даже понравились, она была в восторге! В общем, все остались довольны...
Но все-таки основные добрые впечатления у Ирины Николаевны связаны со зрителями.
— Вот буквально на днях был интересный случай, — вспоминает наша собеседница. — На сцене шел спектакль «Господа Головлевы». И я заметила, что один мальчик, лет 13 — 14, постоянно выбегал с сотовым телефоном из зала и с кем-то разговаривал. Когда парнишка в очередной раз вышел на «переговоры», я сделала ему замечание: дескать, почему не отключает свой телефон, чтобы никому не мешать? На что мальчик ответил: «Не могу отключить, мама волнуется, звонит и требует, чтобы я срочно пришел домой! А мне спектакль дороже...» Как выяснилось, парень один ходит в наш театр и уже посмотрел 7 спектаклей...
А ведь последняя история — не просто интересный штрих к портрету Пензенского драмтеатра. Это, как отмечают все наши собеседницы, замечательная тенденция: театральный зритель заметно помолодел.
— Конечно,прекрасно,что к нам приходит много молодежи, — говорит Ирина Буракова. — Но дело не только в этом. Все мы, служащие театра, видим, что зритель к нам приходит не с улицы — как говорится, по пути. Люди идут в театр действительно как на праздник: готовятся, наряжаются, ждут встречи со своими любимыми актерами...
— Очень приятно, что после спектакля к нам подходят зрители и делятся своими впечатлениями, — говорит Надежда Волкова. — Вот, казалось бы, взял пальто в гардеробе и иди по своим делам. Но люди благодарят нас! И в эти моменты такая гордость берет за то, что и мы, простые служащие, приобщены к театру!
Под занавес
Всемирный день театра отмечается раз в году. Но приходим мы в этот храм искусств гораздо чаще. Кто-то не пропускает ни одной премьеры. Кто-то идет в театр, чтобы посмотреть игру конкретного актера. А многие просто повинуются зову души... Потому что сегодня много внешних раздражителей по наши души: и с экранов телевизоров, и в окружающем мире. Жизнь такая. Негатива много. Часто хочется отряхнуться от него как от грязи. И театр для этого — лучшее место.
— У нас в Малом зале идет детский спектакль «День рождения Кота Леопольда», — говорит Ирина Буракова. — По сценарию ребятишкам предлагается бросаться банановыми шкурками в Леопольда. И вот недавно один двухлетний малыш наотрез отказался бросить шкурку в Кота. Объяснил потрясающе: «Мы же не хулиганы...» Сразу видно: это — наш зритель! И сейчас, и в будущем...
Ольга БАЙКИНА.