Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Театральное закулисье

«Наша Пенза» «Наша Пенза»
№ 13 (1253)
27 марта 2013

27 марта отмечается Международный день театра. Еще Шекспир сказал: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». Но все же каждый из нас должен заниматься своим делом: актеры — играть на сцене, зрители — сопереживать в зале... А ведь именно для зрителей и дышит этот огромный, волшебный, живой мир — театр. А он, между прочим, начинается с вешалки.

По системе Станиславского

Кстати, данное изречение о вешалке приписывают одно­му из основателей Московско­го Художественного академи­ческого театра Константину Сергеевичу Станиславскому. Предположительно это кры­латое выражение сложилось на основе письма Станислав­ского к цеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.): «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спек­такль начинается с момента входа в здание театра. Вы пер­вые встречаете приходящих зрителей...»

Так уж у нас принято, что на­кануне Международного дня те­атра героями СМИ становятся актеры, режиссеры, драматур­ги... И это — заслуженно! Но ведь театр — не только вол­шебный мир сцены, но и мир закулисья. Можно сказать, взгляд изнутри... И люди, которые пер­выми встречают нас, зрителей, могут рассказать много инте­ресного. Поэтому сегодня мы и предоставим возможность вам, дорогие читатели, позна­комиться с такими замечатель­ными людьми. Нашими собе­седниками стали служащие Пензенского областного дра­матического театра: Надежда Анатольевна Волкова (гарде­робщица), Анна Владимиров­на Гаврилова (старший контро­лер билетов) и Ирина Никола­евна Буракова (старший адми­нистратор). Итак...

Александр Михайлов раздевался в общем гардеробе

Надежда Анатольевна Вол­кова служит в гардеробе Пен­зенского драмтеатра третий сезон.

— Я на этом посту — с от­крытия нового театра, — по­ясняет Надежда Анатольев­на. — Работа у меня очень ин­тересная! Столько людей про­ходит... Многих театралов уже в лицо узнаю. А тут произошел у меня такой случай, что я из­вестного актера Александра Михайлова не сразу узнала!

Дело было в октябре про­шлого года, когда в нашем го­роде проходил театральный фестиваль «Провинция».

— На сцене уже началось действо, когда ко мне подо­шел скромно одетый мужчина с дорожным саквояжем в ру­ках, — вспоминает Надежда Волкова. — Вот, говорит, опо­здал, неудобно как-то... А сам лицо в высоко поднятый во­ротник прячет. Поэтому я его и не узнала сразу. А уж потом поняла: это ж Александр Ми­хайлов, знаменитый Вася из фильма «Любовь и голуби»! Я еще тогда удивилась: надо же, такая знаменитость, а дер­жится очень скромно, в общем гардеробе одежду оставил...

Пензенскому зрителю дождь не страшен!

Вот, казалось бы, что та­кого интересного в работе те­атрального контролера биле­тов? Но все так банально толь­ко на первый взгляд! И в под­тверждение тому — рассказ Анны Владимировны Гавриловой, которая служит старшим контролером билетов в драмтеатре тоже третий сезон.

— Я этот день запомню на всю жизнь, — говорит Анна Владимировна. — Оно и по­нятно, не часто к нам в театр Владимир Путин приезжает! А дело было 29 апреля 2011 года...

Как вспоминает наша со­беседница, в тот памятный день в 18.30 должны были давать на сцене восстановленного после пожара старого театра спектакль «Поминальная молитва». Ак­теры очень вол­новались: ведь на новой сцене это практиче­ски премьера... Но еще большее волнение у всех сотрудников на­шего драмтеа­тра вызывал тот факт, что днем, до спектакля, ожидали при­езда Владими­ра Путина! Он должен был участвовать в те­лемосте, посвященном разви­тию театрального дела в Рос­сии, и встрече с творческими людьми нашей страны. И все бы хорошо, но самолет Вла­димира Владимировича вы­летел из Москвы с опоздани­ем на полтора часа. Соответственно, и телемост, и встреча с творческой интеллигенцией, и сам спектакль «Поминаль­ная молитва» задерживались на полтора-два часа.

— На улице весь день шел проливной дождь, было очень холодно, — вспоминает Анна Гаврилова. — Зрители, при­шедшие на вечерний спек­такль, уже стояли на улице. Чтобы они не мерзли и не мокли под дождем, мы неоднократ­но предлагали им сдать биле­ты либо прийти по этим же би­летам в другой день. Но никто не согласился на это, и никто не разошелся по домам. Вот какой у нас зритель!

Последние слова Анна Владимировна произнесла с нескрываемой гордостью. И не было в них ни пафоса, ни наигранности. Стало совер­шенно очевидно, что все, кто служит в нашем драматиче­ском театре, в первую очередь служат своему зрителю. Лю­бят своего зрителя. Гордятся своим зрителем.

«За такое счастье еще и деньги платят!»

Ирина Николаевна Бура­кова — старший администра­тор Пензенского драматиче­ского театра, служит в нем с 2004 года.

— Я прекрасно понимаю выражение: «На работу — как на праздник», — улыбается Ирина Николаевна. — Наш театр — это действитель­но непередаваемая атмосфе­ра праздника, где каждый день приносит что-то новое, инте­ресное. Вот бывает так, что выходишь из дома либо не в настроении, либо чувствуешь себя неважно, а только переступаешь через порог нового театра, весь негатив как рукой снимает! Я постоянно ловлю себя на мысли: за такое сча­стье мне еще и деньги платят!

У Ирины Бураковой за ее многолетний опыт службы в нашем драмтеатре накопилось множество интересных исто­рий. Вот одна из них:

— Как-то в нашем театре в рамках гастрольного тура выступала певица Валерия. Она, как известно, вегетари­анка. И меня попросили най­ти для певицы... вегетариан­ские голубцы! Ну лю­бит их Валерия. Я об­звонила все пензен­ские рестораны, но без толку! Везде мне говорили: мол, нужно много времени, что­бы специально этот заказ приготовить. Что делать? И тогда я нашла выход: купи­ла на рынке вегета­рианские голубцы- полуфабрикаты, в со­седнем кафе их при­готовили, и мы угостили ими Валерию. Ей те голубцы очень даже понравились, она была в восторге! В общем, все оста­лись довольны...

Но все-таки основные добрые впечатления у Ири­ны Николаевны свя­заны со зрителями.

— Вот буквально на днях был интерес­ный случай, — вспо­минает наша собе­седница. — На сцене шел спектакль «Го­спода Головлевы». И я заметила, что один мальчик, лет 13 — 14, постоянно вы­бегал с сотовым телефоном из зала и с кем-то разговаривал. Когда парниш­ка в очередной раз вышел на «переговоры», я сделала ему замечание: де­скать, почему не отключает свой телефон, чтобы нико­му не мешать? На что мальчик ответил: «Не могу отклю­чить, мама вол­нуется, звонит и требует, чтобы я срочно при­шел домой! А мне спектакль дороже...» Как выяснилось, парень один ходит в наш театр и уже посмотрел 7 спектаклей...

А ведь последняя исто­рия — не просто интересный штрих к портрету Пензенско­го драмтеатра. Это, как отмечают все наши собеседницы, замечательная тенденция: театральный зритель заметно помолодел.

— Конечно,прекрасно,что к нам приходит много молоде­жи, — говорит Ирина Буракова. — Но дело не только в этом. Все мы, служащие теа­тра, видим, что зритель к нам приходит не с улицы — как го­ворится, по пути. Люди идут в театр действительно как на праздник: готовятся, наряжа­ются, ждут встречи со своими любимыми актерами...

— Очень приятно, что по­сле спектакля к нам подходят зрители и делятся своими впе­чатлениями, — говорит На­дежда Волкова. — Вот, каза­лось бы, взял пальто в гарде­робе и иди по своим делам. Но люди благодарят нас! И в эти моменты такая гордость берет за то, что и мы, простые слу­жащие, приобщены к театру!

Под занавес

Всемирный день театра от­мечается раз в году. Но прихо­дим мы в этот храм искусств гораздо чаще. Кто-то не про­пускает ни одной премьеры. Кто-то идет в театр, чтобы посмотреть игру конкретного ак­тера. А многие просто повину­ются зову души... Потому что сегодня много внешних раз­дражителей по наши души: и с экранов телевизоров, и в окружающем мире. Жизнь такая. Негатива много. Часто хочется отряхнуться от него как от гря­зи. И театр для этого — луч­шее место.

— У нас в Малом зале идет детский спектакль «День рож­дения Кота Леопольда», — го­ворит Ирина Буракова. — По сценарию ребятишкам пред­лагается бросаться банано­выми шкурками в Леопольда. И вот недавно один двухлет­ний малыш наотрез отказался бросить шкурку в Кота. Объ­яснил потрясающе: «Мы же не хулиганы...» Сразу видно: это — наш зритель! И сейчас, и в будущем...

Ольга БАЙКИНА.