Жанр нового спектакля Пензенского театра драмы определен как «игра». Зритель волен воспринимать его как комедию или как трагедию
Пьеса «Месье Амилькар» написана французским драматургом Ивом Жамиаком в конце 40-х годов прошлого века. Многие критики называют ее бульварной. Но тем не менее она благополучно дожила до наших дней, не сходя со сцен разных театров. Ленком, например, ставил ее в разное время дважды.
Причем она с успехом шла в советское время, когда люди, по-видимому, злорадно думали: так вам и надо, буржуям. Популярна пьеса и сегодня, когда зрители могут с сердцем сказать: так вам и надо, «хозяева жизни» — либо застрелитесь, либо в тюрьму за воровство сядете.
Семья в аренду
Речь-то там о чем? Мужик, то есть господин, хочет купить семейное счастье, скорее иллюзию этого самого счастья, поскольку он не сумасшедший и не дурак. За хорошие деньги «арендует» жену, дочь и друга.
Изначально всем ясно, что истинные чувства сыграть нельзя. А вот хорошо сыграть на сцене то, что нельзя сыграть чувства, — можно. И это делают актеры Пензенского драматического театра. Заодно укрепляя творческие связи с Израилем, пригласив оттуда режиссера-постановщика Михаэля Теплицкого.
В главной роли заслуженный артист России Сергей Казаков. Маленькое патетическое отступление: это уже вторая главная роль художественного руководителя театра за последние полгода. И руководить, и играть сложно. Но Казаков говорит, что если бы даже ему пришлось выбирать между актером и начальником, то он выбрал бы первое...
Казаков играет очень тонко. Его герой слегка отстранен от происходящего, хотя сам все затеял. Но в нем чувствуется надрыв. Как будто это последняя попытка удержаться в этой жизни.
Цинизм, ирония, отчаяние, надежда — вот такой коктейль чувств. Причем без ужимок и внешних эффектов, только душой, глазами, энергией. Это, конечно, мастерство.
Контактируя со всеми героями, он остается отдельным и одиноким. Будто ранен смертельно. И эта попытка создать жизнь за деньги — месть самому себе. За то, что уже не может или боится испытать настоящие чувства. Ведь когда жена-актриса выражает истинную любовь, он не откликается...
О ролях больших и малых
Лжежену Сергея играет его настоящая жена Альбина Смелова. Наконец-то ей досталась «ее» роль. Эмоциональный диапазон уникальный: все чувства и их оттенки — от скепсиса до возвышенного чувства любви.
Альбина на сцене — как сосуд, наполненный разноцветными огнями. Она вспыхивает, гаснет, замирает, возмущается, смиряется... Не каждой актрисе, наверное, посильно изобразить такой фейерверк. Альбина умеет быть яркой, как огонь, и тихой, как вода. Зрители следили за ее игрой завороженно с первого действия.
Как-то неровно играл Евгений Харитонов (Машу-Леон). В начале — резво, ярко, а в конце — немного невнятно.
Анна Арзямова была достойной дочерью месье Амилькара. Молодая актриса, как и во всех предыдущих ролях, просто выложилась.
Ее дружка Поло сыграл Николай Шаповалов. Вот кому роли не хватило — как-то он так размахнулся... Но за три эпизода что покажешь.
Хотя Галина Репная — у нее тоже маленькая роль — сумела блеснуть. Но там такой характер чудный — матери (вроде даже настоящей) лжежены Элеоноры. Вот такая история предложена театром зрителям на размышление. Пусть пьесу называют бульварной, жизнь показывает, что она — настоящая. Ведь многие наши современники увидели бы в ней свою семейную историю. Если бы не плата за «аренду» с 9 утра до 6 вечера. Мы-то притворяемся бесплатно...
Светлана ФЕВРАЛЕВА.