Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Лгать легче, чем любить

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 13 (24249)
19 февраля 2013

Жанр нового спектакля Пензенского театра драмы определен как «игра». Зритель волен воспринимать его как комедию или как трагедию

Пьеса «Месье Амилькар» напи­сана французским драматургом Ивом Жамиаком в конце 40-х годов прошлого века. Многие критики называют ее буль­варной. Но тем не менее она благополучно дожила до наших дней, не сходя со сцен разных театров. Ленком, например, ставил ее в разное время дважды.

Причем она с успехом шла в со­ветское время, когда люди, по-видимому, злорадно думали: так вам и надо, буржуям. Популярна пьеса и сегодня, когда зрители могут с сердцем сказать: так вам и надо, «хозяева жизни» — либо застрелитесь, либо в тюрьму за воровство сядете.

Семья в аренду

Речь-то там о чем? Мужик, то есть господин, хочет купить се­мейное счастье, скорее иллюзию этого самого счастья, поскольку он не сумасшедший и не дурак. За хорошие деньги «арендует» жену, дочь и друга.

Изначально всем ясно, что ис­тинные чувства сыграть нельзя. А вот хорошо сыграть на сцене то, что нельзя сыграть чувства, — можно. И это делают актеры Пензенского драматического те­атра. Заодно укрепляя творчес­кие связи с Израилем, пригласив оттуда режиссера-постановщика Михаэля Теплицкого.

В главной роли заслужен­ный артист России Сергей Ка­заков. Маленькое патетическое отступление: это уже вторая главная роль художественного руководителя театра за последние полгода. И руководить, и играть сложно. Но Казаков говорит, что если бы даже ему при­шлось выбирать между актером и начальником, то он выбрал бы первое...

Казаков играет очень тонко. Его герой слегка отстранен от происходящего, хотя сам все затеял. Но в нем чувствуется надрыв. Как будто это послед­няя попытка удержаться в этой жизни.

Цинизм, ирония, отчаяние, надежда — вот такой коктейль чувств. Причем без ужимок и внешних эффектов, только ду­шой, глазами, энергией. Это, конечно, мастерство.

Контактируя со всеми геро­ями, он остается отдельным и одиноким. Будто ранен смер­тельно. И эта попытка со­здать жизнь за деньги — месть самому себе. За то, что уже не может или боится испытать настоящие чувства. Ведь когда жена-актриса выражает истинную любовь, он не откликается...

О ролях больших и малых

Лжежену Сергея играет его на­стоящая жена Альбина Смелова. Наконец-то ей досталась «ее» роль. Эмоциональный диапазон уникальный: все чувства и их оттенки — от скепсиса до возвы­шенного чувства любви.

Альбина на сцене — как сосуд, наполненный разноцветными огнями. Она вспыхивает, гаснет, замирает, возмущается, смиряет­ся... Не каждой актрисе, навер­ное, посильно изобразить такой фейерверк. Альбина умеет быть яркой, как огонь, и тихой, как вода. Зрители следили за ее игрой завороженно с первого действия.

Как-то неровно играл Евге­ний Харитонов (Машу-Леон). В начале — резво, ярко, а в кон­це — немного невнятно.

Анна Арзямова была достойной дочерью месье Амилькара. Молодая актриса, как и во всех предыдущих ролях, просто выложилась.

Ее дружка Поло сыграл Нико­лай Шаповалов. Вот кому роли не хватило — как-то он так раз­махнулся... Но за три эпизода что покажешь.

Хотя Галина Репная — у нее тоже маленькая роль — сумела блеснуть. Но там такой характер чудный — матери (вроде даже настоящей) лжежены Элеоноры. Вот такая история предложена театром зрителям на размыш­ление. Пусть пьесу называ­ют бульварной, жизнь показы­вает, что она — на­стоящая. Ведь многие наши современники увидели бы в ней свою семейную историю. Если бы не плата за «аренду» с 9 утра до 6 вечера. Мы-то при­творяемся бесплатно...

Светлана ФЕВРАЛЕВА.