«О времена, о нравы!» — хотелось воскликнуть после просмотра премьерного спектакля «Завтра будет новый день», прошедшего на малой сцене драмтеатра
Поставлен он в рамках проекта «Из-под пера», призванного познакомить пензенскую публику с произведениями российских драматургов, написанных буквально «вчера».
— Для современных драматургов чем жестче текст, чем больше в нем того, о чем говорят и пишут в новостях, тем лучше, — предваряя показ, сказал художественный руководитель театра Сергей Казаков. — А мы, бедные артисты, желающие нести разумное, доброе, вечное, не можем найти нового героя, на которого молодежь могла бы равняться. Но свежая драматургия нужна театру как воздух. И мы пытаемся в огромном потоке сочинений выбрать для постановки те произведения, которые способны найти отклик в сердцах зрителей.
О чем, собственно?
Пьеса Ярославы Пулинович, по мнению Сергея Владимировича, отвечает этим чаяниям. С ним можно отчасти согласиться, если идти от обратного и, ужаснувшись увиденному на сцене, выбрать другие идеалы.
Для многих зрителей спектакль стал «эмоциональным шоком».
Смотреть было интересно, а некоторые сцены, где, так сказать, все было «по-взрослому», вызывали даже повышенное внимание. Словом, молодой режиссер Владимир Карпов постарался подать литературный материал как можно выигрышнее.
Драму на сцене разыграли нешуточную, из зала я вышла под впечатлением, но через некоторое время поймала себя на мысли: «А о чем, собственно, спектакль? Что хотел сказать нам автор, над чем предложил подумать?».
В общем-то, сочиненная драматургом история — «просто жизня», как любит говорить одна моя коллега. Все эти события наверняка могли и могут произойти в действительности, но какой вывод должен сделать зритель? Кто из героев прав, кто виноват? Ответы на эти вопросы остаются открытыми...
Незрелость души?
К примеру, почему так жестоко в конце спектакля поступает главная героиня Жанна? Ее жизнь — это жизнь целого поколения, ничего экстраординарного с ней, в общем-то, не происходило. Многие люди в лихие 90-е побывали в более серьезных переделках, чем главная героиня, но сохранили в душе милосердие и доброту.
Думается, автору пьесы в силу возраста (Ярославе Пулинович 25 лет) мотивы поступков взрослых женщин непонятны. Ну не может умудренная опытом дама не осознавать, что рано или поздно молоденький секс-партнер от нее уйдет! Тем более, сама она позиционирует себя как «тертого калача», натуру умную и сильную, многого в жизни добившуюся.
В нелогичности ее поступков видится штамп сериалов, в которых сценаристам не до правды, лишь бы наворочать всякой всячины, и побольше.
Пулинович, конечно, постаралась сгустить краски — без этого современный драматург прямо как цыган без лошади! Впрочем, с моим мнением можно поспорить. А может, соль как раз в том, чтобы вот так мучительно искать ответы на вопросы?
Под знаком «18+»
Если считать постановку экспериментальной, как заявлено в программке, то она вполне имеет право на существование. Даже на ненормативную лексику не очень реагируешь, настолько она вписывается в ситуации. Ревнителям нравственности скажу, что спектакль идет под знаком «18+».
Хочется отметить работу Лидии Стахановой в роли Жанны а также молодых актеров Юрия Землянского, Петра Матюшкова, Ильи Кочеткова, выступивших очень смело перед в общем-то консервативной пензенской публикой.
Галина ИСАЙЧЕВА.