Зрителям показали «неприличное» искусство
Спектакль «Гамлет. Эпизоды» поставил режиссер Кирилл Заборихин. Зал 24 мая 2024 был полон. Бессмертную шекспировскую классику пришли посмотреть как любители театра «со стажем», так и старшеклассники, которых привели педагоги.
Действие местами напоминало актерскую читку. Так, Андрей Кулаев, сыгравший роль Гамлета, сидя за микрофонами, вначале озвучивал реплики сразу четырех стражников, столкнувшихся с призраком — тенью отца главного героя.
В первые минуты показалось, что Кулаев — не совсем подходящий для главного героя типаж. Воображение подсовывало худого и бледного юношу с горящим взором. Потом стало ясно: его Гамлет нарочито близок к внутреннему содержанию образа, созданного когда-то Владимиром Высоцким. Давая интервью после спектакля, известный актер подчеркивал, что сыграл не столько принца датского, сколько человека, который мог бы жить в любое время. В пензенской версии это подчеркивает и костюм Гамлета, который не смотрелся бы чуждо ни во времена Шекспира, ни в современные дни. А играл Андрей самозабвенно!
Перед премьерой Кирилл Заборихин предложил журналистам поразмышлять, кто в трагедии дергает за ниточки: игру ведет Гамлет или ведут его самого. Мне показалось, что все-таки принц датский, решивший притвориться сумасшедшим. Правда, он не ожидал, что и в самом деле сойдет с ума.
Весьма необычно выглядел прием с растроением личности. Анонсировалось, что Офелию и королеву Гертруду будут играть сразу три актрисы. Но кто мог предполагать, что они могут оказаться на сцене одновременно? И так интересно было угадывать: какая из них настоящая, а какие — фальшивые.
Впрочем, в случае с Офелией режиссер немного подсказал зрителям: двоих героинь работники сцены унесли за кулисы словно механических кукол, а третья (ее сыграла Дарья Шнейдер) убежала сама. Только такая Офелия — живая и ранимая — могла искренне полюбить несчастного принца. Увы, эта любовь и привела ее к трагедии.
Еще одной яркой фигурой в спектакле стал король Клавдий, которого сыграл народный артист России, худрук театра Сергей Казаков. Какими глубокими, завораживающими были его монологи! Он показал нравственные страдания человека, пошедшего на смертный грех — братоубийство — ради обладания короной и королевой.
А вот реплики за сценой (типа «внесите микрофоны») несколько смущали неискушенных новичков. Молодежь перешептывалась: «Зачем это?». Не все догадались, что таким образом их как бы погружают в театральную кухню. После антракта накал страстей стал нарастать, действие стало динамичнее, но к тому времени некоторые школьники уже стайками покинули зал. Видимо, с трагедией Шекспира они ранее были не знакомы. Все-таки на подобные спектакли надо приходить, прочитав само произведение.
А подавляющее большинство зрителей, конечно же, остались. И услышали в финале слова знаменитого советского режиссера Анатолия Эфроса, которые прозвучали в записи.
— Есть много людей, которые в искусстве любят приличное. Но они не знают, что такое искусство. Искусство — это прежде всего неприличное... Рубенс, как он рисует женщин, это же неприлично... Я, конечно, говорю, полемически, шутя...
Режиссер подчеркивал, что в жизни приличия уместны, а на сцене — нет. Иначе искусство просто не сможет развиваться. Итак, пензенский драмтеатр показал нешаблонного «Гамлета». И когда опустился занавес, зал взорвался аплодисментами.
Премьера стала данью памяти Всеволода Мейерхольда. В 2024 году отмечается 150-летие со дня его рождения. Режиссер мечтал поставить «Гамлета», но все время что-то мешало. Теперь его мечта сбылась: отдельные элементы мейерхольдовских разработок были использованы в спектакле, созданном на его родной земле.
Лариса ГУЛИНА
Источник: «Пензенская правда»