Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Рецензия на спектакль «Гамлет. Эпизоды» (2024) в Пензенском драмтеатре: авторский взгляд

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
25 мая 2024

Зрителям показали «неприличное» искусство

Спектакль «Гамлет. Эпизоды» поставил режиссер Кирилл Заборихин. Зал 24 мая 2024 был полон. Бессмертную шекспировскую классику пришли посмотреть как любители театра «со стажем», так и старшеклассники, которых привели педагоги.

Действие местами напоминало актерскую читку. Так, Андрей Кулаев, сыгравший роль Гамлета, сидя за микрофонами, вначале озвучивал реплики сразу четырех стражников, столкнувшихся с призраком — тенью отца главного героя.

В первые минуты показалось, что Кулаев — не совсем подходящий для главного героя типаж. Воображение подсовывало худого и бледного юношу с горящим взором. Потом стало ясно: его Гамлет нарочито близок к внутреннему содержанию образа, созданного когда-то Владимиром Высоцким. Давая интервью после спектакля, известный актер подчеркивал, что сыграл не столько принца датского, сколько человека, который мог бы жить в любое время. В пензенской версии это подчеркивает и костюм Гамлета, который не смотрелся бы чуждо ни во времена Шекспира, ни в современные дни. А играл Андрей самозабвенно!

Перед премьерой Кирилл Заборихин предложил журналистам поразмышлять, кто в трагедии дергает за ниточки: игру ведет Гамлет или ведут его самого. Мне показалось, что все-таки принц датский, решивший притвориться сумасшедшим. Правда, он не ожидал, что и в самом деле сойдет с ума.

Весьма необычно выглядел прием с растроением личности. Анонсировалось, что Офелию и королеву Гертруду будут играть сразу три актрисы. Но кто мог предполагать, что они могут оказаться на сцене одновременно? И так интересно было угадывать: какая из них настоящая, а какие — фальшивые.

Впрочем, в случае с Офелией режиссер немного подсказал зрителям: двоих героинь работники сцены унесли за кулисы словно механических кукол, а третья (ее сыграла Дарья Шнейдер) убежала сама. Только такая Офелия — живая и ранимая — могла искренне полюбить несчастного принца. Увы, эта любовь и привела ее к трагедии.

Еще одной яркой фигурой в спектакле стал король Клавдий, которого сыграл народный артист России, худрук театра Сергей Казаков. Какими глубокими, завораживающими были его монологи! Он показал нравственные страдания человека, пошедшего на смертный грех — братоубийство — ради обладания короной и королевой.

А вот реплики за сценой (типа «внесите микрофоны») несколько смущали неискушенных новичков. Молодежь перешептывалась: «Зачем это?». Не все догадались, что таким образом их как бы погружают в театральную кухню. После антракта накал страстей стал нарастать, действие стало динамичнее, но к тому времени некоторые школьники уже стайками покинули зал. Видимо, с трагедией Шекспира они ранее были не знакомы. Все-таки на подобные спектакли надо приходить, прочитав само произведение.

А подавляющее большинство зрителей, конечно же, остались. И услышали в финале слова знаменитого советского режиссера Анатолия Эфроса, которые прозвучали в записи.

— Есть много людей, которые в искусстве любят приличное. Но они не знают, что такое искусство. Искусство — это прежде всего неприличное... Рубенс, как он рисует женщин, это же неприлично... Я, конечно, говорю, полемически, шутя...

Режиссер подчеркивал, что в жизни приличия уместны, а на сцене — нет. Иначе искусство просто не сможет развиваться. Итак, пензенский драмтеатр показал нешаблонного «Гамлета». И когда опустился занавес, зал взорвался аплодисментами.

Премьера стала данью памяти Всеволода Мейерхольда. В 2024 году отмечается 150-летие со дня его рождения. Режиссер мечтал поставить «Гамлета», но все время что-то мешало. Теперь его мечта сбылась: отдельные элементы мейерхольдовских разработок были использованы в спектакле, созданном на его родной земле.

Лариса ГУЛИНА

Источник: «Пензенская правда»