От обязательных спектаклей к юбилейным датам нынешний театр благополучно отвык. Тем неожиданнее стало появление в репертуаре Пензенского областного драматического театра им. А.В.Луначарского постановки с пометкой «К 150-летию П.А.Столыпина» — такой вот «датский» спектакль к юбилею всемерно популяризируемого сейчас исторического деятеля.
Понятно, почему Пенза — у столыпинского рода здесь глубокие корни, и бабушка М.Ю.Лермонтова (который, как известно, провел в Тарханах под Пензой свое детство, и именно здесь начала формироваться его поэтическая натура), Елизавета Алексеевна Арсеньева — урожденная Столыпина, а сам великий поэт приходился знаменитому политику троюродным братом (хотя увидеться в этой жизни они не могли в принципе — смерть первого и рождение второго разделяет более двадцати лет). Непривычно другое — пьеса специально написана для Пензенского театра известным московским драматургом Ольгой Михайловой, чьи пьесы «Серый», «Жизель», «Русский сон» и другие хорошо знакомы читателям и зрителям рубежа веков. Сейчас, кажется, и в столичных театрах написание пьес «на заказ» не особо практикуется, а уж для театра провинциального — и вовсе необычно. Но, тем не менее, — случилось. Идея, родившаяся у губернатора Пензенской области Василия Бочкарева и худрука театра Сергея Казакова, была подхвачена (при активном участии критика Григория Заславского) Столыпинским фондом, итогом стал вначале предпремьерный показ спектакля для участников «Столыпинской недели», проходившей в Пензе в первой половине апреля, а потом и премьера для «обычной» публики.
«История одного преступления» (так называется пьеса) в версии театра снабжена подзаголовком «исторический детектив», а среди персонажей ее, кроме «премьер-министра всея Руси», — еще и Лев Толстой, и вымышленные герои: некая крестьянка Пензенской губернии, обвиняемая в убийстве, ее адвокат, его колоритная прислуга Федосья, секретарь Столыпина...
Спектакль «о Столыпине», поставленный приглашенным московским режиссером Ансаром Халилуллиным, к счастью, не стал масштабным официальным биографическим полотном — скорее, это трагикомическая театральная фантазия. Идет он на малой сцене театра, а сам герой показан на излете своей карьеры и жизни (действие происходит летом 1910 года, за год до рокового выстрела в Столыпина в Киевском городском театре). Впрочем, и Столыпин (Сергей Дрожжилов), и его вечный оппонент граф Толстой (Александр Куприянов), казалось бы, находятся на периферии сюжета — к ним, как к последней инстанции, «к власти и к совести России», обращается провинциальный адвокат Яншин (Григорий Мазур), отчаявшийся найти истину в деле своей подзащитной, красавицы Марьи Крюковой (Вера Дупенко). Но, увы, — для обоих великих умов человеческая судьба (при том, что оба вполне искренне в ней заинтересованы!) становится в первую очередь поводом для нескончаемых дискуссий о государственной машине, о судах, о собственности на землю... И вопль адвоката Яншина, который, похоже, испытывает к своей подзащитной чувства уже не только по долгу службы: «Ваше сиятельство! Ваше высокопревосходительство! Спуститесь со своих умственных высот! А что насчет крестьянки Марьи Крюковой?!» — так и повисает в пустоте. Впрочем, оба «столпа», по фантастическому допущению драматурга, все-таки находят время встретиться и даже лично съездить в Пензу, чтобы там, на месте, со всем разобраться — да поздно...
Спектакль «История одного преступления» стал для Пензы событием не только политическим, но и культурным. Режиссер Ансар Халилуллин и сценограф Евгения Полякова смогли на совсем небольшой площадке малой сцены выстроить динамичную, развивающуюся во времени и пространстве историю. Среди уже упомянутых актерских работ, конечно, в первую очередь надо отметить исполнение актрисой Верой Дупенко роли Марьи Крюковой — ее героиня по ходу действия на глазах превращается из забитой «бабы» в настоящую «ведьму». Актеры Сергей Дрожжилов (Столыпин) и Александр Куприянов (Толстой) в гриме удивительно похожи на свои исторические прообразы, а яркая характерность исполнения превращает героев из парадных портретов в живых людей. Хороши также Ольга Белякова в роли Федосьи и молодой актер Альберт Ибраев в роли столыпинского секретаря — этакие классические слуги из классических комедий, со своим особым здравым смыслом и своей правдой жизни (особенно это касается Федосьи).
Одна из зрительниц, побывавших на предпремьерном показе, написала на форуме драмтеатра: «Низкий поклон автору пьесы! Прекрасный глубокий текст! О многом заставляет задуматься, многие параллели провести с нынешней нашей жизнью. Такие спектакли ДОЛЖНЫ БЫТЬ!»
Хочется верить, что «История одного преступления» не останется лишь «датской» постановкой, а займет свое достойное место в репертуаре театра. По крайней мере, все предпосылки к этому есть.
Виталий Соколов
Источник: «Страстной бульвар, 10»