В театре правит бал Салтыков-Щедрин
Писать о премьерных спектаклях — дело не слишком благодарное. Потому что внезапный и шумный успех премьеры вполне может обернуться такой же внезапной беспомощностью уже на втором показе, и только к шестому-седьмому представлению, когда спектакль, что называется, «устанавливается», входит в колею, становится ясно, что же на самом деле получилось.
«Господа Головлевы» в Пензенском драматическом в минувшую субботу прошли в четвертый раз. И, что показательно, все четыре раза — с успехом. Первая премьера предъюбилейного 220-го сезона оказалась одной из самых долгожданных и неоднозначных.
Зрители, знающие роман неизменно желчного Салтыкова-Щедрина — роман отнюдь не светлый и не радостный, а порой и просто страшный, — гадали, как воплотится на сцене жесткая проза бывшего пензенского председателя казенной палаты. Люди, романа не читавшие и знакомые с ним лишь в популярном пересказе, опасались чего-то унылого и занудного. Но всех без исключения влекли на премьеру имена исполнителей главных ролей — заслуженной артистки России Галины Репной в роли матери семейства Головлевых Арины Петровны и заслуженного артиста России, худрука театра Сергея Казакова в роли Порфирия Головлева по прозвищу Иудушка.
Это был тот случай, когда скептики в очередной раз оказались посрамлены. Благодаря мощной и жесткой — в соответствии с материалом — режиссуре Дмитрия Петруня, известного своими работами в столичных театрах («Табакерке», Вахтанговском, имени Гоголя, на Малой Бронной) и в кино («Черкизона», «Спальный район» и т.п.), спектакль вышел резким, бескопромиссным, порой шокирующим (чего стоит внезапно являющееся подвешенное тело Головлева-отца, или вода, которой в гневе окатывает Иудушка свою любовницу Евпраксеюшку, или кровь на лице Иудушкиного сына Петеньки, которого отец буквально «приложил мордой об стол»), но в то же время — пронзительным и сочувственным к героям.
В спектакле заметен любой, даже эпизодический и бессловесный персонаж, у каждого своя жизнь, своя сценическая партия. Поэтому не хотелось бы особо выделять никого (хороший спектакль ценен прежде всего своим ансамблем), но всё же не сказать о работах двух уже упомянутых заслуженных артистов нельзя.
Тем более что образы, созданные Сергеем Казаковым и Галиной Репной, — действительно самые объемные, динамичные, проживающие полнокровную сценическую жизнь: Арина Петровна — полновластная хозяйка-помещица в начале и потерявшая рассудок приживалка под конец; и Иудушка — сначала смирнехонький «маменькин сынок», потом — расчетливый делец, спокойно прибирающий к рукам все фамильные имения, и наконец — почти разрушенный одинокий старик, чем-то похожий в спектакле на гоголевского Плюшкина. Страшные призраки загубленных родных с мешками на голове предстают перед Порфирием-Казаковым в финале, и он поспешно бросается к ним, пытается поднять падающие на него тела — да уж ничего не исправить…
Независимо от того, понравился кому-то спектакль или нет, все в один голос утверждали: в театре произошло событие. А значит, есть серьезный повод для разговора. Кстати, 9 ноября, сразу после 6-го спектакля «Головлевых» пройдет зрительское обсуждение, где сможет высказаться каждый желающий.
Виталий Соколов