Спектакль «Чума на оба ваши дома» обещал стать главным театральным событием в городе. Но пензенский драмтеатр встал на вирусную паузу, когда премьера уже почти была готова.
В этой трагикомедии знаменитый российский драматург Григорий Горин фантазирует, что могло бы произойти с семействами Монтекки и Капулетти после смерти Ромео и Джульетты. Автор предположил, что герцог Вероны Бартоломео делла Скала (его играет Альберт Ибраев) велел семействам, виновным в смерти своих детей, немедленно породниться. Так глава итальянской монархии попытался купировать трагедию. Но вот в чем заключается комедия: каждая семья решила выдвинуть не самых лучших своих представителей, попросту тех, кого не жалко отдать хоть и бывшим, но по-прежнему злейшим врагам. Кандидат от клана Монтекки — дальний родственник, хромой и косой, да к тому же бывший дважды женатым. Невеста от семьи Капулетти ждет ребенка, отец которого... неизвестен. Короче, расклад этой «шахматной» партии поражает своим цинизмом.
Работа над этим трагифарсом шла с середины января. Каждый день артисты репетировали, спорили, ругались, эмоции вырывались наружу. Все было готово для премьеры — как вдруг началась эпидемия коронавируса, и в деятельности театра возникла пауза. Можно даже сказать, что этот карантин был предсказан в самой пьесе, ведь вторая часть постановки начинается с эпидемии чумы.
— Я с самого начала боялся, что случится что-нибудь непредвиденное и неприятное! — сетует артист Альберт Ибраев. — В пьесе много текстов про Италию и про чуму, которая унесла больше жизней, чем любая война. Пока мы репетировали, уже начали поступать сообщения, как в Италии свирепствует болезнь. Но мы были уверены, что нас-то это не коснется. И вдруг жизнь спроецировалась на сцену. Или сцена — на жизнь. Будто сам Бог нас остановил! Теперь, наверное, мы покажем премьеру только в сентябре. Придется заново многое вспоминать, снова настраивать себя эмоционально!
Режиссер Александр Баркар настроен более спокойно и уверенно:
— Пьесу придется не восстанавливать, а доделывать. 20 марта состоялся премьерный показ спектакля, который прошел без зрителей. Постановка была еще на стадии неполной готовности. Мы уже тогда понимали, что вот-вот начнется карантин — поэтому торопиться было некуда. Можно даже сказать, что эта пауза пошла на пользу спектаклю...
Тем не менее, Александр Баркар согласен с тем, что в постановке «Чума на оба ваших дома» оказалось чрезмерно много мистики.
— Да, — согласился режиссер, — в пьесе, написанной в середине 90-х годов, есть удивительные места, которые буквально дословно описывают нашу сегодняшнюю реальность и нынешний карантин. И я давно уже ничему не удивляюсь, потому что практически каждая пьеса, которую я ставлю, содержит предсказания, которые так или иначе потом сбываются. Просто в первый раз все произошло так глобально.
Источник: АиФ-Пенза