226-й театральный сезон открылся постановкой «Мое загляденье» по пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова.
Спектакль ставил 25-летний выпускник ГИТИСа, молодой режиссер Кирилл Заборихин. Это его вторая работа на пензенской сцене. Дебютом стал спектакль «Золото. Любовь. Революция» по пьесе Юрия Полякова «Золото партии». Наброски к будущей постановке зрители могли видеть в конце октября прошлого года, во время Второго международного театрального фестиваля «Маскерадъ». Эта работа была признана одной из самых удачных, и худрук театра Сергей Казаков обещал, что даст возможность сделать на пензенской сцене полноценный спектакль.
Дополнительный интерес вызывает тот факт, что пьесу, написанную Арбузовым в 1968 году и определенную автором как «оптимистическая комедия», на отечественной сцене ставят нечасто. Трогательная история погружает современных зрителей в советские реалии со свойственной им наивностью и простотой. При этом неподготовленному зрителю многое в реализации замысла может показаться необычным. Когда поднимается занавес, словно рушится четвертая стена, и видно, например, как одновременно с развитием действия на сцене идет непрерывная работа: меняются декорации, выносится реквизит, объявляются сцены.
Обаятельный добряк Вася Листиков — всеобщий любимец и замечательный молодой человек. Он поражает людей своим бесконечным оптимизмом и во всем находит положительные стороны, но даже самого жизнерадостного зрителя спустя минут пятнадцать-двадцать начинает тошнить от его наивности и непосредственности. Все сложности главный герой преодолевает легко, с улыбкой, умеет прощать обиды и оставаться собой. Сначала хочется вправить ему мозги и объяснить, что нельзя позволять людям пользоваться своей добротой, но с течением пьесы приходит понимание, что такому человеку можно только позавидовать. Умение спокойно реагировать на все жизненные неурядицы — та еще суперспособность.
К концу пьесы начинаешь невольно испытывать тревогу и напряжение за бедолагу Листикова. Зритель ждет стандартного хэппи-энда: либо герой простит свою неверную жену, либо свяжет судьбу с влюбленной в него молодой студенткой, однако финал превосходит все ожидания. Не такой уж Василий и простак, раз смог понять все истины и сделать правильный выбор, остаться всем добрым другом, но заставить уважать свои решения. Вася меняет мир вокруг своими поступками, а не словами. С угрюмым недовольным окружением он не затевает споры, не ведет поучительных бесед. Герой снисходительно улыбается на все причуды и недостатки близких и принимает их такими, какие они есть, давая им самостоятельно понять, какой они хотят видеть собственную жизнь. Своим примером он вдохновляет их на изменения.
Несмотря на явное утрирование, герои представляют собой главные типажи всех времен: есть и добродушный простак, и заботливая старушка, и загнанная в рамки правильная жена, и беспринципный скользкий тип, и, конечно же, суровый отец. Чем ярче и абсурднее персонажи, тем проще зрителю разглядеть карикатуры на самого себя. Казалось бы, прошло пятьдесят лет, сменилась пара поколений, но проблемы остались те же, конфликты и люди, если сорвать оболочку, те же, что и были.
Кстати, премьерные показы седьмого и восьмого сентября отличались актерским составом. И в какой-то момент появляется желание снова прийти на эту пьесу, чтобы увидеть ее в другом исполнении, просто чтобы еще раз насладиться атмосферой.
Особую благодарность хочется выразить всей команде за «вкусные» картинки. Сцена сна главного героя, где Анна Арзямова шла по передвигающимся табуреткам, и сутолока за опущенным занавесом, где были видны лишь туфли артисток, доставили эстетическое удовольствие зрителям-визуалам.
Когда артисты вышли на поклон, зрители долго аплодировали стоя. На глаза наворачивались слезы восторга и гордости за людей, которым удалось создать эту современную сказку. Оптимистическая комедия Арбузова в постановке Заборихина стала очень удачным открытием сезона. Получился не просто спектакль, а одно загляденье.
Анастасия Симанина.