Пензенский драматический театр с опозданием, но отметил 100-летие Октябрьской революции
Пьеса к юбилею
В 2013 году в рамках проекта «Из-под пера» наш драмтеатр первым в России поставил спектакль по пьесе Юрия Полякова «Как боги». С тех пор постановка идет с неизменным успехом.
Драматург и творческий коллектив театра стали единомышленниками и подружились. И вот автор снова приехал в Пензу, и снова на премьеру — спектакля по его новой пьесе «Золото партии».
— Это третья постановка пьесы. Первая прошла в Симферополе, вторая — в Москве, во МХАТе, который показал ее буквально 7 ноября, — рассказал Юрий Поляков пензенским журналистам.
Он написал пьесу в 2016 году к 100-летию Великой Октябрьской революции. Наш театр планировал поставить ее к историческому юбилею, но жизнь внесла свои коррективы. Интересно, что все театры почему-то меняют название пьесы. Наш вариант — «Золото. Любовь. Революция».
Взяться за эту тему Полякова заставили ностальгия по советскому прошлому и желание создать правдивый образ коммуниста.
— Тогда страной управляли коммунисты, и это были в своем роде гениальные люди, некоторые впоследствии незаслуженно оболганные, — говорил драматург. — Сложные личности, с огромной витальной энергией, уникальные менеджеры: в рамках плановой экономики делать то, что они делали, — это подвиг.
Еще одна тема, которая давно занимает Юрия Полякова, — история семей, в которых разные поколения исповедуют разные принципы.
— Хотелось написать пьесу, в которой глава клана — советский мастодонт, вынесший на своих плечах войну, восстановление страны после нее, плановую экономику, а дети и внуки не разделяют его взглядов. Хотелось исследовать это развитие отношений через отрицание одним поколением того, что делали отцы и деды.
Сократить нельзя оставить
Поставил спектакль дипломник РИТИ-ГИТИСа, выпускник мастерской известного режиссера Сергея Женовача, пятикурсник Кирилл Заборихин.
Несмотря на молодость (ему 25 лет), он уже имеет неплохой режиссерский опыт: ставил в Москве спектакль «Мой бедный Марат», в Рыбинске — «Чехов. Настоящее», в Тамбове — «Квадратура круга».
Видели его работу и пензяки. Это был эскиз по пьесе Алексея Арбузова «Мое загляденье», показанный на фестивале «Маскерадъ» в рамках лаборатории «Забытая советская пьеса». Эскиз произвел настолько хорошее впечатление, что худрук театра Сергей Казаков доверил Заборихину полноценный спектакль «Золото. Любовь. Революция».
— Это огромнейшая ответственность — делать работу по произведению автора, который может ее посмотреть, — признался молодой режиссер. Когда ставишь Чехова, ты можешь пофантазировать, и это останется безнаказанным (шучу). Здесь ты чувствуешь свою ответственность перед автором.
На вопрос о задачах, которые ставил перед собой режиссер, он ответил так:
— Оправдать каждого персонажа. Самая главная тема, которую хотелось раскрыть, — как жить достойно.
Кстати, Юрий Поляков уверен, какие бы приемы, нововведения ни применял постановщик, ему не удастся изменить суть его произведения. Каждый герой его пьес вполне конкретен, несет определенную идеологию, взгляд на вещи. Воздействие на зрителя будет то, которое автор задумал, просто в зависимости от таланта режиссера и актеров оно будет сильнее или слабее.
— Я предлагаю достаточно жесткую конструкцию, из которой невозможно ничего выбросить, иначе она посыплется как карточный домик, — прокомментировал драматург. — Научился этому в молодости, когда запрещали мои повести. Если цензоры сокращали рукописи, сюжет пропадал, так что приходилось писать так, чтобы сокращения были невозможны.
Отцы и дети
Завязка истории начинается незадолго до Октябрьской революции, а все остальное действие происходит в наши дни. Речь идет о противостоянии двух людей и их миров — отца и сына. Один — бывший крупный партийный руководитель, возглавлявший когда-то область, второй — банкир, чьи финансовые дела оказались на грани краха.
История рассказывает о взаимоотношениях в этой семье, в которой представлены, пожалуй, представители всех слоев нынешнего общества: здесь и банкир, и священник, и фотомодель, и беженка с Украины, и офицер ФСБ, и бандиты, и молодые диссиденты.
Как и большинство произведений Полякова, пьеса написана в трагикомическом ключе. В сюжете много неожиданных поворотов, остроумных диалогов, заставляющих зрителей то смеяться, то задаваться вопросом, не утеряли ли мы нравственные ориентиры.
Автор проводит мысль, что дело не в политической принадлежности, а в чести, порядочности и вере в идеи.
И в ходе действия становится ясно, что именно 90-летний старик, не утративший понятий о чести, не потерявший способности действовать решительно, видеть людей насквозь, ценить, любить, и есть золото партии, которое так долго и упорно ищут потомки.
Роль партийного деятеля блестяще сыграл Сергей Дрожжилов, его сына банкира — Павел Тачков. Также в спектакле заняты заслуженная артистка РФ Галина Репная, Елена Павлова, Николай Потапов, Наталья Прокошкина, Марина Матвевнина, Николай Шаповалов и другие актеры.
Юрий Поляков посмотрел премьеру вместе с первыми ее зрителями. Они узнавали его, просили автографы. Один из пензяков протянул для автографа двухтысячную купюру. На вопрос Полякова, не найдется ли помельче, наш земляк ответил: «Пишите!»
Галина ИСАЙЧЕВА