Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
25 декабря 2012

Григорий Заславский вновь рассказал на «Радио России» о Пензенском театре

24 декабря на «Радио России» в программе «От первого лица» ее автор и ведущая Наталья Бехтина беседовала с известным московским театральным критиком Григорием Заславским. Темой разговора было: «Театр: взгляд из глубинки». В разговоре Г.Заславский уделил значительное внимание и нашему театру. Предлагаем вашему вниманию фрагмент этой беседы.


Полная аудиозапись программы «От первого лица» (эфир 24.12.2012)


Г.ЗАСЛАВСКИЙ: ...И вот про Пензу. Я там был в жюри одного театрального фестиваля, и на следующий день, когда я уже вернулся в Москву, мне позвонил худрук Сергей Казаков, который известен еще и тем, что он доверенное лицо Президента — он сейчас опять приезжал в Москву — и в его театре, который только что был отстроен (это тоже грандиозная история, потому что без Путина этот театр никогда бы в жизни не построили — он сгорел, и никаких денег не хватало, в местном бюджете тоже), и после того, как он был отстроен, именно там прошла одна из встреч с театральными деятелями — и Табаков, и Захаров, и все приезжали, и много очень важных вопросов там было решено...

И вот наутро мне звонит Сергей Казаков и говорит: «Губернатору очень понравился фестиваль, но ведь в следующем году он же пройдет в другом городе (фестиваль окружной региональный), губернатор рекомендует придумать что-нибудь для театра на следующий год». И мы вместе придумали — то есть это губернатор напомнил, что будет 150 лет Столыпину и посоветовал придумать что-нибудь к этой дате.

И была заказана пьеса — это тоже совершенно уникальная история, чтобы провинциальный театр заказал пьесу драматургу — о Столыпине, и это оказалась не «датская» пьеса, а такая — не во всем комплиментарная по отношению к этому великому мыслителю и человеку, руководителю страны. Там два главных героя — это Столыпин и Лев Толстой. Ольга Михайлова, московский драматург, придумала сюжет. В столыпинском фонде Пожигайло нам дал кучу литературы, просто огромную сумку, так что им пришлось одновременно с этой сумкой давать еще и машину, чтобы довезти ее до дому, потому что поднять эти книжки Ольге было просто не под силу.

И такая вот пьеса: два человека спорят о судьбах России, а в это время погибает крестьянка в тюрьме, которой хочет помочь адвокат, и он пишет письма тому и другому. Придуманная история соединяется с совершенно реальными письмами, которыми обменялись Толстой и Столыпин, которые думали о том, освобождать ли крестьянина или, наоборот, давать ему землю в собственность, и вообще: что такое частная собственность для русского человека, на пользу она ему или нет? Вот то, что этих двух великих людей волновало, то, о чем они искренне переживали — это тоже стало интересно. Замечательные актеры, очень хорошая труппа в этом театре.

И вот, когда был форум «Провинция», там тоже много народу приехало из Москвы, из других городов, там были очень серьезные дискуссии, по реформе образования, например, по архитектуре, по тому, как обновлять города, что такое вообще архитектурная реновация города, тем более старого города, такого, каким, безусловно, является и Пенза... И возникла идея, которая была поддержана губернатором: есть сегодня такой модный жанр «документального театра» — Театр.DOC, «вербатим» в Англии, да и в России этого было много — можно сказать, что и Станиславский с Немировичем-Данченко тоже стремились к документальности, когда привозили тех самых крестьян из Тульской губернии, репетируя «Власть тьмы». Так вот, возникла идея: сделать неделю документального театра «Люди Пензенской области», чтобы местные студенты — журналисты и филологи — вместе с несколькими драматургами из Москвы нашли семь интересных человек — а в жизни каждого человека есть драма, это не обязательно должны быть, например, губернатор и бомж, а самые разные люди. Вот, например, мы с Ольгой Михайловой, гуляя по рынку накануне премьеры, увидели там, что есть рыбное хозяйство человека с очень смешной фамилией, и его жена и дочка стоят за прилавком и рассказывают, как они выращивают этих рыб. Это же история, это судьба, это какая-то нормальная, настоящая жизнь.

Н.БЕХТИНА: Я думаю, что и драматизма в таких историях хватает — мы знаем, каково бизнесом заниматься в России, и если человек достигает успеха, то это как бы пример другим людям...

Г.ЗАСЛАВСКИЙ: Конечно. И вот мне кажется, что если мы найдем семь вот таких историй, а потом из этого вырастет пусть не семь, но хотя бы два спектакля, основанных на судьбах реальных людей Пензы и Пензенской области, то это будет и празднование очередного юбилея города, и что-то на пользу искусству и театру, потому что весь смысл не в том, чтобы получился рассказ о том, как всё было хорошо, а будет еще лучше, но о том, как непросто людям и как они преодолевают трудности. Такого рода сюжеты вселяют силы и в тех, у кого руки опускаются.

Н.БЕХТИНА: Я в этом тоже абсолютно убеждена.

Источник: Радио России