Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Уже не в первый раз столичные драматурги создают свои новые пьесы специально для Пензенского драматического театра. Так было в 2012 году, когда к 150-летию Столыпина Ольга Михайлова написала «Историю одного преступления», и так было в 2014, когда вышел документальный спектакль «Легко ли выйти замуж в Пензе?» по пьесе Елены Исаевой.
И вот вновь пьеса Ольги Михайловой, снова на пензенские темы — о бабушке «нашего всего» М. Ю. Лермонтова, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Впервые этот текст прозвучал в октябре прошлого года на фестивале «Маскерадъ», когда актер театра Артём Самохин подготовил читку для творческой лаборатории современной драматургии, а в июле нынешнего года пьеса стала одним из победителей конкурса по поддержке современной драматургии Министерства культуры России, и театр получил федеральный грант на постановку.
В итоге 31 октября на малой сцене Пензенского драматического театра состоялась премьера одноактной драмы «Путь левой руки». Поставил спектакль молодой московский режиссер родом из Луганска — Александр Баркар, Артём Самохин выступил в качестве второго режиссера, а художником-постановщиком стала москвичка Александра Карпейкина. Худрук театра Сергей Казаков перед началом спектакля напомнил, что эта премьера — очередной этап долгосрочного творческого проекта Пензенского театра «Из-под пера», призванного знакомить зрителей с новейшими и лучшими образцами современной отечественной драматургии.
Камерная пьеса Ольги Михайловой пронизана мистикой (и это логично, учитывая, сколько таинственного было в недолгой жизни Михаила Юрьевича), и потому режиссер превратил спектакль в некое подобие спиритического сеанса, в котором задействованы и зрители (на премьере участниками сеанса оказались взрослые воспитанники лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка»). В спектакле четыре действующих лица: Офицер (Илья Кочетков), чьими выходами, словно роковыми знамениями, обрамлено действо, дворовый мальчик Герваська (Артём Тихомиров) — тоже почти инфернальный персонаж, то и дело являющийся из-под огромного стола на сцене, но главное здесь, конечно, — дуэт двух женщин: Бабушки (заслуженная артистка России Галина Репная) и Гадалки (заслуженная артистка России Наталья Старовойт). Вымышленная история о том, как столбовая дворянка Арсеньева вызвала к себе известную московскую гадалку мадам Баядеру, чтобы узнать, а еще лучше — изменить будущее своего непутевого гениального внука, обретает в спектакле масштаб вселенский: мы видим спор не просто о судьбе конкретного Миши Лермонтова, но о судьбе человека вообще, а пожалуй — и всего человечества. И одновременно — трагическую историю слепой любви, которая не ведает, что принесет — счастье или горе. В финале спектакля на глазах у многих зрителей показались слёзы, а потом были долгие аплодисменты и крики «Браво!».
К сожалению, сам Александр Баркар не смог присутствовать на премьере, поскольку параллельно выпускал спектакль в Москве, но общественная сдача спектакля 29 октября прошла с успехом, и режиссер уехал в столицу с уверенностью в удаче. К пензенским зрителям он выйдет теперь на втором премьерном показе 7 ноября. В этот же день спектакль планируют посетить автор пьесы Ольга Михайлова, московский театральный критик Григорий Заславский, а также директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова.