Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Премьера, о которой так долго говорили в Пензенском драмтеатре — комедия «Смешные деньги» по пьесе одного из самых кассовых драматургов мира, британца Рэя Куни — состоялась на большой сцене 22 апреля. Второй премьерный показ прошел ровно через неделю, 29 апреля.
Оба вечера зал был полон, поскольку комедии Куни — по определению покойного театрального критика Александра Соколянского, «химически чистые комедии положений» — это залог зрительского успеха, и, наверное, с большим трудом можно найти сейчас в России город, где в местном театре не шла бы хоть одна из этих пьес. Пензенская публика на этот раз познакомилась уже с четвертым произведением британского комедиографа — после «Слишком женатого таксиста», «Люкса № 13» и «Клинического случая». И, забегая вперед, скажем, что сотни зрителей разошлись после обоих показов в абсолютно позитивном настроении.
При всей своей внешней непритязательности и кажущейся «безыдейности» пьесы Куни, как правило, все-таки несут в себе непростой подтекст: их герои и антигерои подвергаются серьезным моральным испытаниям — испытаниям властью, карьерой, любвеобильностью и т. д. В «Смешных деньгах» испытанием становится внезапное богатство, свалившееся на главного героя, обычного лондонского бухгалтера Генри Перкинса: случайно обменяв в метро свой чемоданчик на точно такой же, но чужой, он обнаруживает внутри вместо служебных документов, шарфика и недоеденного бутерброда ни много, ни мало один миллион семьсот пятьдесят тысяч фунтов стерлингов — немыслимая сумма для скромного служащего.
И если Остап Бендер, охотясь за миллионом негодяя Корейко, мечтал о Рио-де-Жанейро, то у Генри Перкинса с его новыми, практически неограниченными возможностями сразу же возникает мечта о Барселоне, которую ему предложила авиакомпания как вариант для турпоездки. Барселона! — это название, воспетое некогда дуэтом Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, становится символом земного рая для всех (ну, почти для всех) персонажей спектакля, а их в этот сюжет угодило немало: сам Генри, его супруга Джейн, их друзья Бетти и Виктор Джонсоны, таксист, двое полицейских... И еще пара таинственных внесценических персонажей, о которых герои ни на миг не забывают: ведь деньги-то явно криминального происхождения, а значит — в любой момент могут заявиться их законные владельцы (точнее, владельцы как раз противозаконные, но от этого еще страшнее).
Пересказывать сюжеты комедий Куни — занятие крайне неблагодарное, лучше приходите сами и узнайте, чем кончилось дело. Скажем лишь, что дебютировавший в качестве режиссера-постановщика худрук театра Сергей Казаков решил спектакль в фарсовом ключе: мизансцены подчеркнуто театральны, персонажи наделены яркой характерностью, конфликты обострены донельзя — и потому зал, вначале вежливо посмеивающийся, весь второй акт хохочет не умолкая. Собственно, что и требовалось доказать. И лишь ближе к финалу у главного героя Генри (Илья Кочетков), пережившего внезапное крушение надежд, вдруг выглядывает из-под комической маски этакий типичный гоголевско-достоевский «маленький человек» — такой же, какие встречались и в других спектаклях по Куни: например, Хьюберт Бонни, сыгранный Анатолием Громовым в «Клиническом случае» или Джордж Пигден, роль которого исполняет сам Сергей Казаков в «Люксе № 13».
Раз речь зашла об актерах, просто перечислим участников премьеры: Илья Кочетков (Генри Перкинс), Елена Павлова (Джейн Перкинс, его жена), Альбина Смелова (Бетти Джонсон), Николай Потапов (Виктор Джонсон), Николай Шаповалов (таксист Билл), Артем Самохин (полицейский инспектор Дэвенпорт, он же — второй режиссер спектакля) и, наконец, заслуженный артист России Сергей Казаков в роли инспектора Слейтона.
19 мая третий премьерный спектакль будет сыгран немного другим составом: в роли Джейн Перкинс зрители увидят Марину Матвевнину, а роль таксиста исполнит Альберт Ибраев, который появлялся на сцене и в первых двух спектаклях в несколько загадочном образе певца-индуса. Теперь же он совместит обе роли.
И самое, может быть, главное во всей этой истории, о чем мы уже не раз писали: «Смешные деньги» — это для Пензенского драмтеатра эксперимент, но не творческий, а экономический. Спектакль поставлен без единой копейки бюджетных денег. Собственно, и проект этот совместный — театра и творческой группы «Товарищество актеров Сергея Казакова», а средства на постановку — для оплаты изготовления декораций, приобретения и пошива костюмов и на другие нужды — предоставлены частными лицами. После того, как сборы за несколько премьерных показов спектакля «погасят» вложенные расходы, спектакль полностью перейдет в репертуар театра.
В условиях, когда из областного бюджета на постановочные расходы театра в 2015 году выделено 0 рублей 00 копеек, такие методы работы тоже нужно иметь в арсенале. Хотя лучше бы обойтись без них. Потому что деньги, выделяемые на культуру, «смешными» как раз не бывают — это дело чрезвычайно серьезное.