Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Сегодня, 9 октября 2025 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения Виктора Владимировича Огарёва (1950-2010) — заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, музыканта, поэта, композитора, администратора, государственного деятеля. И в первую очередь — человека, чье имя навсегда связано с Пензенским драматическим театром.
Он поставил своеобразный рекорд, руководя драмтеатром в разных должностях более 27 лет. Даже заступив на пост министра культуры Пензенской области, он продолжал возглавлять художественный совет театра и больше того — еженедельно лично проводил планёрки с театральным руководством.
Виктор Огарёв родился в селе Даниловка Пензенской области (ныне это Лопатинский район). С детства, в музыкальной семье, проявился его талант. Витю называли «ангельским» голосом, а позже — «пензенским Робертино Лоретти». Решив посвятить себя музыке, он поступил в музыкальное училище. Работал в филармониях Тамбова и Калмыкии, где сочинял песни на свои стихи.
В 1974 году Виктор Владимирович вернулся в Пензу и в 25 лет стал художественным руководителем областной филармонии. Здесь он был в своей стихии: создал ВИА «Ровесники», на концерты которого съезжалась вся молодежь, а на организованный им ежегодный областной фестиваль «Мастера искусства — труженикам села» приезжали такие звезды, как Иосиф Кобзон, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова.
В 1983 году судьба сделала крутой поворот. Легендарный Георг Мясников, второй секретарь Пензенского обкома партии, предложил 32-летнему Огарёву возглавить драмтеатр. «Принимай театр! На решение даю тебе сутки». После тяжких раздумий Виктор Огарёв согласился.
В непростые 80-е ему пришлось вникать в тонкости сложного театрального процесса. В 1991 году, став художественным руководителем, он, не будучи ни актёром, ни режиссёром, взял на себя роль продюсера и создал новую модель театра — с постоянной труппой, но с многими и разными приглашёнными режиссёрами. Актёры, благодаря постоянной работе с постановщиками — представителями разнообразных театральных школ и направлений, — постоянно развивались, расширяли свой диапазон, становились профессионально подвижнее и гибче. В репертуаре появляются яркие, яростные и шумные спектакли Валерия Беляковича, глубоко психологические постановки Виталия Иванова из Малого театра, тонкие и изящные работы Сергея Стеблюка, ироничные и хулиганские почти что капустники Никиты Ширяева, изысканные сценические полотна петербуржца Бориса Гуревича... Естественно, продолжает ставить спектакли плодовитый Анатолий Гуляев — сказки, молодёжные комедии, русскую и зарубежную классику. В афише появляются постановки от более чем традиционных до неожиданных и непривычных для консервативного пензенского зрителя. В театр вернулась бурная и разнообразная жизнь.
И ещё в это время — небывалое множество фестивальных поездок — в Кострому, Владимир, Москву, Орёл, Псков... Позже, когда Огарёв становится областным министром культуры, заключён договор о сотрудничестве с Малым театром, и пензенские спектакли не раз удаётся посмотреть москвичам на сцене филиала на Большой Ордынке.
Вот так спустя годы театр стал для Виктора Огарёва своим, близким и, может быть, главным делом жизни. «Театр — это такие высокие эмоции, это такое творчество, такое духовное удовлетворение, которое я вряд ли бы получил, находясь в другой ситуации», — говорил как-то он в интервью одному из пензенских телеканалов.
Народный артист России Сергей Казаков, нынешний художественный руководитель театра, вспоминает: когда они с женой, актрисой Альбиной Смеловой, приехали показываться в Пензу (было это, кстати, ровно тридцать пять лет назад), молодой актёр исполнил несколько собственных песен под гитару, чем чрезвычайно заинтересовал директора: тот пригласил его к себе и, в свою очередь, спел свои песни. Так они и нашли общий язык. При всём при том Огарёв — ни на одной из своих должностей — не любил панибратства, всегда умел держать дистанцию, мог быть очень жёстким, но непременно справедливым. Никто и никогда не помнит, чтобы он кричал или хотя бы повышал голос на подчинённых, но все мы знаем — зачастую слова, произнесенные самым негромким голосом, могут подействовать куда сильнее, нежели самые грозные начальственные вопли. Вообще, тем, кто был мало знаком с Виктором Владимировичем, он мог показаться человеком закрытым, почти безэмоциональным — но это впечатление ложное. Был он внутри чувствительным, поэтичным, ранимым.
Став министром культуры Пензенской области (очередной поворот судьбы), Виктор Огарёв, казалось бы, должен был проститься с театром. Ну, не то чтобы совсем проститься, но всё-таки государственному человеку своё время надо делить между всеми подопечными, и по возможности — поровну. Однако случилось не совсем так. Театр так и остался для министра самым родным и любимым (при том что он вникал в дела каждой подведомственной организации и каждой мог помочь, посоветовать, направить в нужное русло). По-прежнему он оставался председателем художественного совета театра, смотрел все без исключения сдачи и премьеры спектаклей, лично беседовал с вновь принимаемыми актёрами и другими работниками... И, конечно, пожар 2 января 2008 года стал для него личной трагедией.
Когда стало известно, что театр горит, министр Огарёв оказался в Театральном проезде одним из первых. Может быть, едва ли не впервые его увидели растерянным. Произошло то, чего никак не могло произойти, то, что было немыслимо, и он действительно не знал, что делать. Потом-то всё успокоилось, решение нашлось (спасибо президенту Путину, который счастливо оказался в Пензе через несколько дней и распорядился наполовину профинансировать строительство нового здания из федерального бюджета). Театр почти не прерывал работы, уже 24 января на временной площадке — в зале «Молодёжный» Пензенского колледжа искусств — возобновились спектакли, выходили премьеры, но пожар и всё с ним связанное, видимо, подкосили Виктора Владимировича.
В 2010 году тяжелая болезнь лёгких заставила его лечь в больницу, а 5 сентября Виктора Владимировича не стало. Он не дожил одного месяца и четырех дней до 60-летнего юбилея.
В день его похорон светило солнце. И оно по-прежнему выходит из-за туч каждый год 9 октября, в день рождения солнечного человека — Виктора Огарёва.