Пьеса в одном действии «Наедине со всеми», поставленная по работе классика советской «производственной драмы» Александра Гельмана, возникла на базе удачного 30-минутного эскиза в рамках творческой лаборатории «Забытая советская пьеса». Разбираемся, получилось ли у режиссера масштабировать удачную находку в «полный метр».
У истории, рассказанной драматургом Александром Гельманом почти 40 лет назад, в 1981 году, интересная судьба. Будучи одним из самых любимых авторов Олега Ефремова, Гельман передал права на постановку МХАТу 4 пьес в жанре «производственной драмы». И если три предыдущие критиками от власти были восприняты когда положительно, а когда хоть и «свозь зубы», но без лишних слов, то конкретно эта пьеса была запрещена.
Виданное ли это дело — ставить под сомнение моральный облик опоры существовавшего политического строя — строителя коммунизма? Да и в целом систему такого строителя породившую. Постановщику и актеру «Наедине со всеми» Олегу Ефремову пришлось призвать на помощь всю монументальность своего таланта и обрушить ее на единственного, но самого важного зрителя, министра культуры СССР Петра Демичева, чтобы постановка была разрешена к показу.
Судьба постановки «Наедине со всеми» авторства молодого московского режиссера, уроженки Пензы Екатерины Петровой, премьера которой прошла 9 марта на сцене Пензенского драматического театра, значительно более благоприятна. Она появилась в результате творческой лаборатории «Забытая советская пьеса», проходившей в драмтеатре в рамках Второго Международного театрального фестиваля «МаскерадЪ» в конце октября 2017 года.
Поставленный Петровой эскиз по тексту первого действия пьесы зрители и критики фестиваля оценили положительно, так что худрук драмтеатра Сергей Казаков объявил, что принимает пьесу к постановке. Чуть менее полугода спустя «Наедине со всеми» становится первой премьерой 2018 года Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского.
В центре пьесы — Наташа и Андрей Голубевы. Месяц назад в семье Голубевых случилось несчастье — их сын Алёша попал в больницу, ему ампутировали обе руки. Страшная трагедия произошла с 18-летним юношей на практике. Вместе с бригадой строителей он проходил ее, прокладывая дорогу под руководством своего отца, начальника стройки.
Проведя месяц в больнице, сын готовится к выписке, а накануне его возвращения домой Наташа узнаёт, что ее ребенок стал инвалидом по вине Андрея. Тот отдал распоряжение о проведении работ, прекрасно зная, что под участком строительства проходит высоковольтная линия. Однако без дороги не было бы выполнения плана, а значит, и уважения начальства. Что казалось ему гораздо важнее безопасности и здоровья собственного сына...
Что бы там не говорили скептики, театральная жизнь Пензы разнообразна и кипуча. В нашем замечательном городе уживаются (и, дай Бог, продолжат уживаться) множество театральных трупп, представляющих сразу несколько сценических направлений и жанров. У нас есть пусть и непросто выживающий в коммерческом мире Кукольный дом монументального Владимира Бирюкова, и известный на всю Россию Театр Доктора Дапертутто Натальи Кугель, и один из старейших в стране Пензенский драматический театр. Есть даже неформальный, но талантливый и обретший определенное уважение и лицо «Театр на обочине» Марины Ливинской, и интересный народный театр «Диалог» Алексея Водопьянова. И еще многие, кого я в силу неискушенности не упомянула.
Нам, пензенцам, не пристало жаловаться на бедность культурной жизни. И тем прекрасней, что планка ежегодно не просто не опускается, но поднимается все выше.
Немало этому способствуют и стабильно радующие постановки на малой сцене Пензенского драматического театра. Их было много, и не одна еще не разочаровала меня, как скромного любителя театрального искусства (чего, увы, не скажешь о спектаклях на большой сцене).
Была ли это трагическая «История одного преступления», замечательная «Что случилось в зоопарке» или же бескомпромиссная по таланту главной и единственной актрисы на сцене Галины Репной «Оскар и Розовая дама» — все это, по моему мнению — настоящие театральные жемчужины. В пятницу, 9 марта, на одной нитке с ними появился еще один драгоценный камень.
И сложно сказать, какая грань этого камня играет чище и ярче: мастерство ли актеров, надрывность Натальи Старовойт, пробирающая до дрожи искренность и самоотдача Владимира Кшуманева, или продуманность, выверенная сочетанность вплоть до цветов кепки Андрея и скотча на стене декораций и костюмов; а может быть музыка, свет, проецируемый на декорации визуальный ряд? Очевидно, все вместе. Составляя прекрасный, до удивительного идеальный ансамбль, каждая грань этого драгоценного камня играет на своей эмоциональной струне зрителя, заставляя переживать целую гамму противоречивых ощущений и мыслей.
Несмотря на то, что персонажи Старовойт и Кшуманёва говорят о сугубо личных вещах, за «личным» встают важные, не всегда легко и однозначно разрешимые вопросы общественной жизни. Почему беда случилась, можно ли было ее избежать? На что современный человек может пойти ради достижения цели, и всякая ли цель оправдывает средства? Что за особого рода психология живет в голове демонически многоликого, по-ужьи увертливого Андрея? Психология, которая узаконивала подлое двуязычие человека, привыкшего к халтуре и вранью, как способу жизни.
Казалось, герои говорят друг с другом, и меж тем, сквозь сетчатую стену своей квартиры-клетки они говорят со зрителем о понятных и близких ему проблемах ответственности, эгоизма, жестокой ежедневной дихотомии выбора между моралью и ожиданиями общества, счастьем близких и ублажению эго. Написанный в 1981 году в советском союзе, сыгранный во времена перестройки, вновь возрожденный в 21 веке, диалог персонажей звучит вневременным и транснациональным — подходящим людям любого возраста и рода занятий.
Никогда еще, как в этот день, мои личные и выстраданные эмоционально аплодисменты актерам, режиссеру, костюмерам, декораторам, звукорежиссеру и всем, задействованным в создании этой прекрасной постановки людям не звучали так искренне и честно. Спасибо, и встретимся на малой сцене.
Дарья Корнеева
Источник: «Пенза-Онлайн»