30 ноября на малой сцене областного драматического театра — премьера спектакля «В зале есть врач?». На премьерные показы ждут автора пьесы Елизавету Трусевич и ректора ГИТИСа Григория Заславского. В преддверии премьеры корреспондент еженедельника «Пенза плюс ТВ» пообщался с режиссером спектакля Ансаром Халилуллиным.
— Ансар Равильевич, если не ошибаюсь, это уже далеко не первая ваша работа в нашем театре?
— Да, с пензенским театром у меня сложились хорошие рабочие отношения. Начинал я в Пензе со спектакля «История одного преступления», затем была «Филумена Мартурано», ставшая бенефисом заслуженной артистки России Галины Репной, и еще сказка «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса».
— Почему именно этот спектакль?
— Пьеса «В зале есть врач?» была заявлена Пензенским драматическим театром на всероссийский конкурс по поддержке современной драматургии, который ежегодно проводится Министерством культуры РФ, и стала одним из его победителей. Средства на постановку спектакля выделены из федерального бюджета. Руководство театра предложило мне поставить этот спектакль — я согласился.
— Название постановки звучит весьма загадочно...
— Это своего рода историческая фантазия на тему: «Что было бы, если бы...». Ее главные герои — врачи, писатели и те, кто счастливо совмещал обе эти профессии. Начинается с того, что у постели смертельно раненного на дуэли Пушкина появляется странный незнакомец в пенсне и уверяет, будто сможет вылечить великого поэта. Впрочем, через много-много лет и самому этому незнакомцу потребуется медицинская помощь... В спектакле заняты худрук театра Сергей Казаков, Илья Кочетков, Сергей Дрожжилов, Альбина Смелова, Алексей Болдырев, а очень важного связующего персонажа играет Юлия Кузнецова.
— Помните свой первый спектакль в качестве режиссера?
— Это был 1993 год, я еще учился в ГИТИСе. Один мой знакомый нашел деньги, предложил поставить «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Мы собрали ребят из ГИТИСа и школы-студии МХАТ, арендовали Театр киноактера, в итоге поставили и спектакль несколько раз прошел.
А затем был дипломный спектакль «Чудо святого Антония» по Метерлинку. Мне пришлось ехать в город Шахты. Помню, как шахтеры в привокзальном кафе пили пиво и готовились к забастовке. А театр оказался вполне приличным, и назывался он «Пласт». То ли имелся в виду угольный пласт, то ли пласт культуры...
— Первый ваш брак случился еще в далеком 1990-м году, когда вы в Москву из Смоленска сманили начинающую актрису Дину Корзун. Ту самую, что проснулась знаменитой после фильма «Страна глухих». Общаетесь с бывшей супругой?
— Нормально общаемся, я даже хожу на благотворительные спектакли Дины. Тем более что у нас общий ребенок. Тимуру 27 лет, он окончил финансовую академию, сейчас живет и работает в Японии. Выучил японский, а английским и так владеет идеально. Общаемся с ним регулярно по скайпу. Но вообще-то у меня сейчас другая семья, есть 12-летняя дочка, жаль только, что дома удается редко бывать.
— В вашей жизни наверняка случалось немало интересных встреч?
— Когда по молодости я ставил в тверском театре «Пять вечеров» знаменитого драматурга Александра Володина, то решил чуть изменить текст. Если в 1960-е ту же роль играл Ефим Копелян в БДТ и всем было понятно, что герой вернулся из ГУЛАГа, то в 1990-е требовалось как-то усилить этот момент.
Я позвонил Александру Моисеевичу, объяснил ситуацию, тот говорит: «Приезжайте ко мне в Питер». А меня предупредили, что к нему без бутылки нельзя. Поскольку денег было мало, купил бутылку недорогого коньяка. Приехал в город на Неве, нашел его дом, квартиру. Пообщались часа два, он поменял кое-что в тексте, и я уже перед уходом достал бутылку. «Что ж вы, молодой человек, весь вечер ждали? С этого и нужно было начинать. Знаете что, приходите завтра, пообщаемся просто так». Прихожу на следующий вечер, а там на столе уже бутылка водки и обильная закуска. Проговорили с ним допоздна, а на прощание он подарил мне свою книгу с пожеланием счастья.
С легендарным Эмилем Брагинским, долгое время работавшим в тандеме с Эльдаром Рязановым, также довелось поработать. Когда он написал свою последнюю пьесу «Игра втроем», я оказался последним режиссером, который ее ставил. Два раза Эмиль Вениаминович побывал на моем спектакле в Твери по своей пьесе. Такие встречи оставляют в памяти поистине неизгладимый след.
Яков БЕЛКИН.
Источник: «Пенза плюс ТВ»