«Визит алой дамы» произвел на пензенских зрителей неоднозначное впечатление. Но определенно получился эффектным
Премьерой этого спектакля и бенефисом заслуженной артистки РФ Натальи Старовойт областной драмтеатр закрыл 224-й сезон. Наталья Витальевна — одна из самых ярких, уникальных и обожаемых публикой актрис. Зрители до сих пор с любовью вспоминают ее работы в таких спектаклях, как «Женщина с моря», «Иванов», «Вилла на холме» и многих других.
Новая ее роль необычная и, по словам худрука театра Сергея Казакова, вызовет много разговоров в театральной среде.
— Но если о спектакле говорят и спорят, значит, он стал событием, — отметил он.
Постановщик — московский режиссер Павел Артемьев — принципиально не стал смотреть известный фильм Михаила Козакова «Визит дамы», преподнеся публике свое видение пьесы Фридриха Дюрренматта.
— Для Пензы эта постановка достаточно неординарная, — подчеркнул режиссер. — Это не классический бытово-психологический спектакль, а поэтический. Его тему я все же определил бы так: «Нельзя продавать любовь».
От любви и сумы не зарекайся...
Сюжет пьесы многим известен по фильму: в немецкий город Гюллен, некогда процветавший, а ныне полностью разорившийся, приезжает мультимиллиардерша Клара Цаханассьян (ее играет Наталья Старовойт). Она готова дать городу, где родилась, и его жителям колоссальную сумму, но... с одним условием.
Несмотря на эксцентричное и почти комичное начало, со сцены сразу веет чем-то зловещим, тем более что главная героиня привозит с собой гроб, который будет стоять в центре сцены на протяжении всего спектакля. Пересказывать сюжет не имеет смысла, желающие смогут увидеть постановку в новом сезоне.
Как и предвидел худрук, после просмотра спектакля вопросов возникло предостаточно. Самое первое впечатление: режиссер так увлекся формой, что порой терялось содержание — идея, заложенная в сюжете.
Однако это только на первый взгляд. Искать скрытые смыслы оказалось любопытно. Режиссер сделал акцент не на печальной лавстори, а на социальной драме, главными действующими лицами которой являются жители Гюллена.
В первом акте они выходят на сцену опустившимися оборванцами. И их искушают богатством. Нищета страшна: люди готовы пойти даже на преступление, лишь бы вырваться из нее. А это приводит к моральной деградации. Кто-то из героев еще пытается здраво мыслить, уговаривая миллионершу вложить деньги в заброшенные предприятия, чтобы люди могли работать. Увы, она не идет на уступки.
Жители Гюллена продают душу дьяволу и... преображаются — они больше не нищие, но бесы. На сцене начинается шабаш, фантасмагория. На этом фоне самыми человечными оказываются главные герои. Они несчастны, одиноки, вызывают сочувствие. Равнодушие окружающих когда-то погубило юную Клару, а теперь горожане расправляются с ее бывшим любимым — Альфредом (актер Евгений Панов), помогая Алой даме отомстить за растоптанную жизнь — пережитые унижения и потерю ребенка.
А еще эта история о том, что за каждый наш поступок придется держать ответ. Зло и добро возвращаются бумерангом.
Купание в шариках
Очень понравилась пронзительная работа Евгения Панова в роли Альфреда, и, конечно, сама Наталья Старовойт как всегда была на высоте.
Актрисе нравятся эксперименты на сцене. Талант и глубокое, вдумчивое отношение к роли позволили ей в этой работе не дать эксцентричной форме погубить содержание.
— Протеста эта работа у меня не вызвала, я доверилась режиссеру, и роль оказалась интересной, — поделилась актриса.
Зрители одарили ее охапками цветов, а коллеги устроили небольшое чествование. Министр культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова вручила юбилярше почетную грамоту министерства, а давний друг театра, спонсор, руководитель аппарата ОАО «Пензтяжпромарматура» Игорь Шишкин преподнес подарок.
— Вы прекрасная актриса, украсите собой любую постановку, — сделал он комплимент.
А Сергей Казаков ради бенефициантки даже прыгнул в бассейн. Правда, сухой, детский, из шариков — один из элементов декораций спектакля. Впрочем, в этот вечер в бассейне «искупались» почти все актеры, включая и Наталью Старовойт.
Галина ИСАЙЧЕВА