Заслуженной артистке России Тамаре Марсовой исполнилось 90 лет
Она передвигается в инвалидном кресле и уже не пользуется косметикой, но с первого взгляда поймешь: это актриса. Глубокий грудной голос, благородная внешность, утонченные манеры. И память ее не подводит: стихи читает без запинки.
После смерти сына Тамара Евдокимовна живет в Доме ветеранов. До недавнего времени без нее не обходился ни один концерт, она участвовала в карнавальном шествии, а стихи читает и поныне.
— Конечно, юбилей это хорошо, но в 90-летии нет ничего радостного, — вздыхает она. — 55 лег я отдала сцене, но многое недоиграла. Театр — моя жизнь, я считаю его своим домом, отношусь к нему с любовью и нежностью. Когда я там бываю, сердце трепещет, хотя все сейчас по-другому.
Травести
Родилась Тамара Евдокимовна в Новосибирске. В 1937 году ее отца, преподавателя русского языка и литературы, репрессировали. Семье пришлось переехать в Кемерово. Тамаре было четыре года, когда она начала ходить в театральный кружок.
Ее первый театр — Кемеровский (кстати, как и наш, носящий имя А. Луначарского).
Свои первые роли она помнит до сих пор. Из-за маленького роста ее амплуа — травести, играла девочек и мальчишек, много была занята в сказках. Первой большой и запомнившейся на всю жизнь ролью стал образ Радика Юрки на в «Молодой гвардии».
С Семеном Рейнгольдом познакомилась в Новокузнецке, где в то время жила, а он, студент ленинградского театрального вуза, готовил дипломный спектакль. Талантливого юношу ждала должность ассистента режиссера в театре Комиссаржевской. Но пятая графа — национальность — помешала. Он вернулся в Новокузнецк, и вскоре они с Марсовой поженились.
Рейнгольд хотел иметь театр единомышленников, и они переехали в 1956 году в Пензу. Потом были скитания по разным театрам, пока в 1971 году его снова не пригласили в Пензу главным режиссером.
— Он был сложным человеком, жить с ним было нелегко, но если у меня что-то не получалось, всегда помогал, — вспоминает юбилярша. — На репетиции, бывало, спрашивал: «Что ты плачешь? В этой сцене надо сыграть так». И показывал. Он был изумительным актером и меня приводил к хорошему результату.
Несыгранные роли
Такого, чтобы муж давал жене роли в обход других актрис, не было. Самой звездной ролью Тамара Евдокимовна считает Джульетту, очень любила Таню в одноименной пьесе Алексея Арбузова.
— Я была характерной актрисой, могла сыграть и бабу, и герцогиню, но росточком не вышла, — рассказывает она. — Мечтала о главной роли в спектакле «Деньги для Марии», но Рейнгольд сказал «нет» и отдал ее Марии Тамбулатовой. Не достались мне и роли в спектаклях, участвовать в которых я мечтала: «Дорогая Памела», «Гарольд и Мод», «Странная миссис Сэвидж».
За свою карьеру Тамара Евдокимовна сыграла около 250 ролей, не считая занятости в массовке и эпизодах.
В 1981 году Рейнгольда не стало (он умер от инфаркта), и это явилось страшной трагедией для Тамары Евдокимовны.
— Я очень тяжело пережила его уход, — говорит она. — Мы прожили вместе 29 лет, он был для меня и режиссером, и мужем, и другом. После его смерти я не смогла справиться с депрессией, долго лечилась, но работала, а потом душевная боль переломила меня.
В 1994 году она ушла из театра.
В Доме ветеранов актриса живет 15 лет, не жалуется, вспоминая время от времени свои роли в спектаклях: Ильиничны в «Тихом Доне», матери в постановке «Валентин и Валентина», Клавдии Петровны Забродиной в «Ленинградском проспекте», Харитины в спектакле «Не стреляйте в белых лебедей», старухи в «Живите, Господь с вами!», жены Миллера в «Коварстве и любви» Шиллера и другие.
Очень тепло говорит о партнерах по сцене — Александре Краснове, Борисе Уксусове и других. Не теряет связи с нынешним коллективом. В день юбилея молодые коллеги были у нее в гостях с цветами и поздравлениями.
Галина ИСАЙЧЕВА
Истчоник: «Пензенская правда»