Пензенский драматический театр в разгар новогодних праздников решил порадовать зрителей новым форматом общения. На Малой сцене театра стартовали «Зимние встречи».
Новое — хорошо забытое старое
Нужно сказать, что театр люблю еще, как говорится, со школьной скамьи. Ну, это, конечно, не только благодаря труду верных старейшим театральным традициям работников пензенского театра, но и немало ввиду отсутствия во времена моей школьной юности каких-либо иных мало-мальски приличных видов развлечения. Но точно помню, как бегали на все подряд спектакли, обсуждали молодого Казакова и не стареющего Каплана.
Потом я стала водить в этот театр своего ребенка. Настал период изучения детского репертуара.
Потом случился пожар 2008 года, пришли мы утром 2 января на елку, а театра и нет. Но буквально на глазах выросло новое здание, еще красивее прежнего. И теперь уже можно было ходить в театр не просто поностальгировать, а всецело насладиться и обстановкой, и игрой.
В прошлом году ребенок решил стать актером, и мы постарались максимально охватить все представленные в театре жанры и виды актерского творчества. Смотрели балеты, мюзиклы, оперетты, драмы, комедии, концерты, детские и взрослые. На актерских курсах сына водили по всем помещениям и закоулкам театра, впечатлениями он делился потом со всей нашей семьей.
Малая сцена, на которой проходили отчетные выступления детей, уже просто стала родной.
И вот сегодня, в очередной раз, сидя в Малом зале, я была удивлена необычным действом, происходившим на сцене. Такого раньше точно не бывало. Напоминало оно скорее творческий вечер, но не конкретной персоны, а целого театра.
Несколько актеров, буквально глаза в глаза, общались с публикой. Много интересного было сказано об истории театра. Какие-то ее эпизоды прошли у нас на глазах (взять хотя бы то самое строительство последней версии здания театра), а о каких-то мы даже и не подозревали.
Прозвучала фамилия основателя театра — И. М. Долгоруков (на сайте театра есть такая информация, но так просто на нее и внимания не обратишь, а теперь уж знать будем). Представлены были архивные снимки первых представлений, первого здания театра — Народного дома.
Много было сказано об актерах, игравших в разное время в театре. А кто знает, что на нашей сцене начинали Михаил Светин, Александр Панкратов-Черный? Заслуженный артист России Генрих Вавилов немало добавил от себя как участник описываемых событий.
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров
В этот вечер на сцене были, прежде всего, люди. Люди, которые читали стихи, пели, рассказывали, делились воспоминаниями, травили анекдоты. И выглядело это так необычайно просто, как-то по-домашнему, как будто на любительском вечере в клубе. И видно было, что текст свой актеры не заучили, а если и декламировали стихотворное произведение или исполняли песню, то слова шли прямо-таки от души, хотя и были выучены заранее.
Я не хочу сказать, что в театральных постановках пензенской труппы играют бездушно, ничего подобного. Но во время исполнения сцен в спектаклях актеры перевоплощается в конкретных персонажей, никто не знает, что у них на душе, хотя каждый актер и привносит в свой персонаж частичку себя самого. На этой же встрече актеры были самими собой.
Подобный формат общения со зрителем показался мне удивительно близким, каким-то свойским. Если говорить современным языком, то его можно назвать интерактивным. Зрители были вовлечены в происходящее, истинные знатоки истории театра даже были награждены в ходе представления.
Наверное, в среде музыкантов в таком формате обычно проходят так называемые квартирники. Для театральной среды подходящего названия я не нашла. Возможно, оно и существует. Для нынешнего же вечера очень подходило название, заявленное в афише. И с этой зимней встречи, удивительно теплой и уютной, совсем не хотелось уходить на улицу, на снег и мороз.
Персонально от автора
Очень радует, что Пензенский драматический театр постоянно расширяет свой репертуар. И происходит это не только за счет добавления новых спектаклей. Артисты ищут новые возможности взаимодействия со зрителями, и у них это хорошо получается.
На подобных вечерах зрителям дают возможность самим почувствовать себя частью театра, причем не в качестве молчаливых свидетелей, а полноправных участников действа, происходящего на сцене. Это действительно необычно и ново, и, возможно, это — зарождение новой пензенской театральной традиции.
Наталья Мокрецова
Источник: «Пенза-Онлайн»