В следующем году заслуженный артист России, художественный руководитель пензенского драмтеатра Сергей Казаков отметит полувековой юбилей. Но и 49-й день рождения — повод для встречи. Тем более что недавно Сергей Владимирович был избран депутатом Законодательного Собрания Пензенской области и во время нашей встречи то и дело поглядывал на часы.
— Вот передо мной депутатский запрос, — Казаков держит в руках документ. — Нужно организовать доставку двух грузовиков со щебенкой к спортшколе, засыпать подъездную дорогу. А времени в обрез, нужно сделать это сегодня. Вот и дергаюсь, чтобы не подвести людей, которые на меня понадеялись.
Быть депутатом — это не только сидеть и голосовать за очередной законопроект. Раньше тоже часто просили помочь, но можно было еще как-то отвертеться. А став депутатом, все — хочешь не хочешь, а работу нужно делать.
— Сергей Владимирович, за четверть века в пензенском драмтеатре на вашем счету десятки сыгранных ролей, и в большинстве своем они ведущие. А помните свою первую роль?
— Когда я пришел, из Пензы в Москву уезжал актер Александр Наумов. И вместо него меня ввели на роль слуги в спектакле Валерия Беляковича «Трактирщица». А уже в следующей постановке Анатолия Гуляева «Московские каникулы» мне досталась главная роль — Алеши Ждановича.
Ролями в детских спектаклях я тоже никогда не пренебрегал. Нисколько не преувеличиваю: дети — наш самый главный зритель. Но случались и забавные эпизоды. В 1995 году на сцене драмтеатра шел детский спектакль «Золотой ключик», в котором я играл этакого отмороженного Буратино, словно объевшегося транквилизаторов. И вот как-то еду в троллейбусе, а рядом стоит молодая женщина и пристально на меня смотрит. Наверное, узнала во мне талантливого актера, решил я и почувствовал, как меня переполняет гордость. Женщина все же решилась, придвинулась и жарко так в ухо зашептала: «Я узнала вас... Вы — Буратино!»
А в другой раз мне довелось играть в спектакле «Приключения на волшебном острове» 1 января в 10 часов утра. Я исполнял главную роль — Питера Пэна. В театр примчался с новогоднего корпоратива, где был ведущим, так что представляете, в каком состоянии пребывал. В полупустом зале дети только с папами, видно, отправленными в театр за какую-то провинность.
В первом ряду рядом с хмурым отцом сидит мальчуган с кучей чупа-чупсов на коленках, в общем, у парня все тридцать три удовольствия. Я в красивом парике, с напудренным лицом, чтобы скрыть следы ночных похождений, должен говорить по тексту пьесы: «Мне уже 300 лет, а я как ребенок».
А мне так хреново, что я не выдерживаю и грустно произношу: «Мне скоро 30 лет, а я такой ерундой занимаюсь». И тут папа неожиданно вручает сыну в другую руку чупа-чупс и показывает в мою сторону: «Сын, дай дяде, видишь, ему тоже плохо».
— А что это была за история с женщинами в сауне?
— Вот так слухи-то и рождаются... А на самом деле известный тренер Владимир Пахалин — отец знаменитой прыгуньи в воду Юлии Пахалиной — пригласил своих хороших знакомых посидеть в сауне при Дворце водного спорта. В их числе оказался и я.
Но так получилось, что мы пришли немного раньше назначенного времени, и нам навстречу выходила предыдущая группа, в которой было несколько немолодых женщин. Увидели меня и давай голосить: «Господи, вы же из театра! Мы вас так любим! Вы гениальный!»
Я уже начал раздуваться от гордости, Пахалин мне подмигивает: мол, вот она, слава. А дальше слышу: «Мы же ходим только на вас. Исключительно на вас, на Евгения Бакалова!»
— 8 сентября открывается 223-й театральный сезон. Почему решили назвать его «Перезагрузка»?
— Театр должен давать позитивную энергию, чернуха зрителям уже приелась. Мы не будем ставить спектакли на потребу публике. И это доказывает первая премьера, которую увидит пензенский зритель в следующем сезоне. Василий Конопатин ставит «Последнюю жертву» Островского. Где, кстати, одну из главных ролей играет только что перешедший в наш театр заслуженный артист России Анатолий Иванов.
Также мы выиграли грант Министерства культуры РФ на постановку пьесы о бабушке Лермонтова, написанной для нас Ольгой Михайловой. Этот драматург уже работала с нами, три года назад мы ставили ее пьесу о Столыпине. Новый спектакль будет идти на малой сцене и станет по-своему уникальным. Этакая мистическая вещь...
Бабушку Лермонтова, Елизавету Арсеньеву, играет наша прима Галина Репная. А гадалку — еще одна звезда театра, Наталья Старовойт. Причем у меня возникла одна идея, которую мы по телефону уже обсудили с директором музея-заповедника «Тарханы» Тамарой Мельниковой. Я предложил периодически играть этот спектакль в стенах усадьбы, где жила реальная Арсеньева. Тамара Михайловна положительно восприняла мою задумку, предупредила только, чтобы не было новомодных театральных изысков вроде висения вверх ногами, скаканья голышом и прочей ерунды.
— А что еще нового увидят зрители в следующем сезоне?
— Анатолий Иванов согласен взяться за восстановление спектакля по пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке». Когда-то его в Театре на Юго¬Западе ставил Валерий Белякович, а Иванов в нем играл. Есть договоренность с Российским культурным центром в Будапеште, они просят зимой привезти Куприна. Рабочее название постановки «Прогулки с Куприным», но пока это все на стадии производства.
И уже сейчас понемногу начинаем работать над моим бенефисом. К моему 50-летию в начале сентября 2016 года мы репетируем булгаковского «Мольера», где я буду играть главную роль. Ставит спектакль один из самых популярных сегодня в России режиссеров Искандер Сакаев, так что гарантирую зрителям качественный театральный продукт!
Геннадий Марченко
Источник: «Молодой ленинец»