Премьеры этого спектакля ждали давно — ещё бы, тема животрепещущая. Оттого на премьере было довольно много и тех, кто заядлым театралом себя не считает:
— Мы пришли лишь из интереса к названию — интригует, — признался мужчина средних лет, крепко держа свою спутницу за руку.
О том, что на пензенской сцене впервые представлен новый жанр — «документальный театр» — слышали многие, но вот что на деле он из себя представляет, до премьеры можно было лишь гадать:
— Ток-шоу... наверное, и зрители как-то будут участвовать. Поэтому мы решили взять места на бельэтаже — до нас не достанут! — озвучивали свои представления юные барышни.
Подход режиссера, Вероники Шаховой, естественно, был более серьезным: она увидела в сюжете перспективу отразить внутреннюю жизнь города. В основе спектакля — живые суждения и диалоги жителей, мнения и представления о том, как найти «вторую половинку».
В процессе подготовки спектакля режиссер неоднократно посещала телевизионные ток-шоу, чтобы увидеть, как в них организован рабочий процесс изнутри. Подобный формат и позволил ненавязчиво объединить в одну историю судьбы разных людей, проявить контраст подлинных и иллюзорных ценностей. О том, что получилось, Вероника Шахова говорит неохотно:
— Не знаю, что получилось... Как я могу оценивать?! Все это такие сложные вопросы... А если говорить о сверхзадаче, то в спектакле показана наша всеобщая человеческая неустроенность. Это бывает тогда, когда люди начинают прикидываться, а глубоко в себя загоняют свои внутренние проблемы, чтобы никто их не увидел. Но все равно даже у самого благополучного из нас есть эта недолюбленность. И что такое счастье, я не знаю. А насчет того, легко ли... После спектакля каждый сам для себя ответит на этот вопрос.
Говоря про подбор актеров, Вероника Шахова заметила, что многие роли распределены именно в противовес характерам, что позволило сделать историю более многогранной. Интересно и то, что некоторые герои пьесы имеют реальных прототипов, например хозяйка брачного агентства (после спектакля они предстали перед публикой).
Автор спектакля — московский драматург Елена Исаева — рассказала о том, как рождался спектакль:
— Если сначала возникает идея, а затем подбирается материал, то в вербатиме* идея вырастает из темы — идет некое расследование на основе всего сказанного людьми. И Пенза в нашем случае это не образ провинциального города, это лишь место действия.
Взгляд из зала
Необычность жанра заявила о себе с самого начала: во-первых, актеры еще до спектакля свободно перемещались по зрительному залу и сцене, а во-вторых, сцена продолжалась и в зале за счет установленного подиума. Зрителей сразу вовлекли в «производственный процесс» четким указанием, когда хлопать, а когда прекратить. Спектакль поставлен по мотивам известного всей стране брачного ток-шоу: три актрисы-ведущие, участники с небольшой видеоаннотацией, и у каждого — свой типаж. Бизнесвумен, мамочкин сынок, ботаник, хохотушка, вечно занятой предприниматель, парень — сельский труженик (кстати, он-то как раз пару и нашел — в лице деловой красотки)... Несмотря на шаблонность и очевидный гротеск, действия героев вызывали неподдельную улыбку: все же ситуации узнаваемы, высказывания — на слуху. И театр в какой-то момент переставал быть театром, поскольку абсурдность некоторых сцен оказывалась не чем иным, как исключительной иллюстрацией из жизни.
Постепенно по ходу действия разрушалась и кажущаяся простота образов: за эффектом — пустота, за простоватой несуразностью — искренность и надежность, за веселым смехом — усталость. В поисках картинки или «огонька в глазах» обычные люди проходят мимо обычных людей. Кому-то везет, кому-то — не очень. Есть ли тут закономерность? Наверное, только статистическая. В общем, непростым оказался спектакль... Хотя многие посчитали его исключительно веселым и легким.
В общем, как и было обещано, каждый по-своему ответил на заданный автором вопрос.
Анна ШАРОВСКАЯ
*Вербатим, или документальный театр (от латинского «verbatim» — «дословно») — вид театрального представления, ставший достаточно популярным на рубеже XX-XXI веков. Его суть в том, что актеры или драматурги беседуют с реальными людьми («информационными донорами») на заранее выбранные темы, записывают — с их согласия — монологи и диалоги, а затем исключительно из них автор создает пьесу, ничего не добавляя от себя.