Пять премьерных спектаклей сентября от молодых режиссеров России
Сегодня мы представляем читателям «Театрала» пятерку самых ожидаемых премьер от представителей нового режиссерского поколения. Впрочем, несмотря на молодость, почти все из них уже обрели российскую известность и, кажется, стали надеждой отечественного театра. Симптоматично, что свои сценические поиски 20-30-летние режиссеры осуществляют не только на столичных подмостках.
Сергей Виноградов. «Девять». Гоголь-центр. 27 августа
Сергей Виноградов — участник лаборатории Кирилла Серебренникова «Кино — театр», где ученики вместе с мастером занимались проблемой не столько адаптации старого кино к нынешним реалиям жизни, сколько попыткой наладить некий диалог времен. Фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года» с участием Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Татьяны Лавровой вышел на экраны страны в 1962 году. И находился в контексте спора «физиков и лириков», но спорили в нем физики-практики и физики-теоретики. Увы, этот конфликт малопонятен современному зрителю — могла бы получиться, в лучшем случае, копия сериала «Теория большого взрыва».
Герои спектакля Сергея Виноградова живут в условном будущем. Достаточно далеком от сегодняшнего дня, чтобы позволить свободную фантазию — и в то же время достаточно близком, чтобы эта фантазия была актуальной. Место действия — научный городок. Герои — коллективный «левша», которому предстоит подковать не блоху, а наноробота. Это история о том, как электрослабое, глюонное и гравитационное поля были поглощены одним — русским полем.
Глеб Черепанов. «Йеппе-с-горы». Театр под руководством О. Табакова. 2 сентября
В минувшем сезоне Глеб Черепанов стал, пожалуй, рекордсменом по количеству поставленных в Москве спектаклей, в том числе в МХТ имени Чехова и театре «Et cetera». Весной режиссер был удостоен персональной премии Олега Табакова, который и пригласил его ставить спектакль в собственном театре. А с нового сезона Глеб Черепанов станет штатным режиссером «Табакерки».
«Йеппе-с-горы» — пьеса известного деятеля скандинавского просвещения Людвига Хольберга, была написана еще в первой половине XVIII века. Специально для «Табакерки» она была адаптирована Егором Перегудовым.
В XVIII веке в России были переведены основные исторические произведения Хольберга, его комедии шли на сценах Москвы и Петербурга. Не менее активно ставили Хольберга и в первой половине следующего века. В XX веке, несмотря на появление новых переводов, спектакли по его пьесам не ставились, за исключением одной постановки «Йеппе-с-горы» в Киеве в 1918 году.
В заглавной роли «Йеппе-с-горы» столичная публика увидит Сергея Беляева. В остальных ролях: Роза Хайруллина, Виталий Егоров, Дмитрий Бродецкий, Александр Воробьев, Андрей Фомин другие артисты труппы.
Дмитрий Егоров. «Довлатов. Анекдоты». Новосибирский театр «Красный факел». 13 сентября
Это первый спектакль молодого петербургского режиссера после его вынужденного ухода с поста главрежа Молодежного театра Алтая в Барнауле. Хотя в новосибирском «Красном факеле» он уже работал, а его спектакль «История города Глупова» был удостоен главного приза на фестивале «Ново-Сибирский транзит» 2012 года.
На сей раз в основу постановки легли произведения Сергея Довлатова, настоящего мастера рассказа, обладавшего неповторимым чувством юмора.
«Довлатов. Анекдоты» — это калейдоскоп уморительных и абсурдных, драматичных и тонких эпизодов из жизни писателя, вынужденного эмигрировать. В спектакле Егорова сошлись ностальгические мотивы автора и его тоска по иной, лучшей жизни, комичное и сентиментальное. И, конечно, здесь явно присутствует личностный взгляд молодого режиссера на прошлое и настоящее. А в музыкальном оформлении спектакля, выполненном самим Дмитрием Егоровым и Денисом Франком, представлены Шостакович и Алла Пугачева, шансон и народные песни, а также песни многочисленных советских ВИА.
Тимофей Кулябин. «Сонеты Шекспира». Театр наций. 17 сентября
А вот режиссер новосибирского «Красного факела», обладатель «Золотой Маски» за свой спектакль «Онегин», представит свой второй спектакль в Москве на сцене Театра наций.
Шекспир, 450-летие которого со дня рождения, отмечается в этом году, был бесспорным фаворитом минувшего сезона. Но поскольку юбилейный год продолжается, не прекращаются и премьерные спектакли по его произведениям. Несколько лет назад Тимофей Кулябин обращался к шекспировскому «Макбету», весной принимал участие в проекте Театра наций «Шекспир. Лабиринт», теперь его заинтересовали не драматургические произведения Барда, но его поэзия. Сонеты — одна из самых таинственных страниц творчества Шекспира. До сих пор неизвестно, к кому именно они были обращены, что становилось поводом к написанию каждого из них, и была ли сделана самим автором именно та нумерация сонетов, которую мы знаем.
Знатокам европейского театра известен спектакль с почти таким же названием «Сонеты Шекспира», поставленный в 2009 году в театре «Берлинер ансамбль» знаменитым режиссером Бобом Уилсоном. Главными героями там были сам Шекспир и королева Елизавета I. Тимофей Кулябин предлагает свою версию. Его заинтересовали сонеты из цикла об увядании и забвении. Лирический герой этого цикла смотрит на мир и на жизнь отстранённо, и видит всю картину своего бытия. Смерть воспринимается им не как трагедия, а как естественный процесс ухода.
Денис Хуснияров. «Вадим». Пензенский областной театр драмы имени Луначарского. 22 сентября
Лауреат петербургской молодежной премии «Прорыв» Денис Хуснияров впервые работает в Пензе, но не в первый раз обращается к произведениям Лермонтова. Ранее он ставил спектакль «Лермонтов. Предчувствие» в омском «Пятом театре».
«Вадим» — малоизвестный широкому читателю и зрителю незаконченный роман писателя и поэта о временах пугачевщины. Впрочем, в Пензе он уже был поставлен в 2001 году. Автором инсценировки и режиссером был Анатолий Гуляев, а заглавную роль исполнял Сергей Казаков. «Вадим» был одним из самых популярных спектаклей театра в течение нескольких лет.
В новой версии роль Вадима досталась Александру Стешину. Кстати, шестеро актеров из нынешнего состава играли и в первой версии «Вадима».
В театре обещают, что новая постановка сохранит вполне традиционный подход к изображению эпохи и психологии героев, однако теперь сценическая история будет изложена иным, более экспрессивным театральным языком. Спектакль Дениса Хусниярова включен в программу Всероссийского фестиваля спектаклей по произведениям М.Ю. Лермонтова «МАСКЕРАДЪ», который пройдет в Пензе с 1 по 7 октября.
Ирина Алпатова
Источник: «Театрал»