В воскресенье Пензенский драматический театр подарил калужскому зрителю сразу два великолепных спектакля. Днем на малой сцене — «История одного преступления» и вечером, на основной — «Господа Головлевы»
Четыре письма и вся Россия
Прежде чем рассказывать о постановках, стоит упомянуть, что Пензенский театр де- юре отметил 220 лет своего существования, но де факто — три года. Дело в том, что в 2008 году здание театра сгорело. Новый театр был построен от фундамента, актер труппы Сергей Казаков стал художественным руководителем. Был практически полностью сменен актерский состав и репертуар. Так что сегодня мы видели возрожденный старый-новый Пензенский театр.
Кстати, благодаря оптимизму и недюжинному энтузиазму нового худрука, в первые два года театр сумел выпустить почти два десятка, съездить на несколько фестивалей, стать организатором театрального фестиваля в Израиле и, как следствие — мощно заявить о себе.
Идея поставить спектакль о Столыпине родилась у губернатора Пензенской области. К 150-летию рождения Петра Аркадьевича, который в Пензе бывал, решено было написать пьесу и поставить её на сцене губернского театра. Материал был заказан драматургу, одной из основательниц «Театра.DOC» Ольге Михайловой. Как рассказала она сама сегодня после спектакля, — «когда ко мне обратились, я, смутно вспомнив об одной истории, предложила сразу, — а давайте делаем спектакль по переписке Толстого и Столыпина. Идея понравилась. Когда же я стала искать материал, документы, то оказалось, что так называемая “переписка” — это четыре письма: три Толстого и одно Столыпина».
В результате появилась на свет пьеса и спектакль. Остался ли доволен губернатор, представители Пензенского театра и автор пьесы скромно умолчали, но зритель после сегодняшнего показа был потрясен. Двухчасовая история на основе теоретического спора двух умнейших людей была настолько современна, что не понадобилось никакого «осовременивания». Трагическая судьба Марьи Крюковой, её преступление и радеющие за весь русский народ Столыпин и Толстой, были настолько точны и понятны, что просто дрожь пробирала.
Дом с пустыми портретами
Не успев, как следует унять эмоции после увиденного днем спектакля, ваш покорный слуга как в омут с головой бросился в вечерних «Господ Головлевых». Московский режиссер Дмитрий Петрунь написал инсценировку известного романа Салтыкова-Щедрина, отбросив много параллельных линий, но оставил одну и довел её до максимального сценического совершенства. Да, везет пензенцам на драматургов и приглашенных режиссеров.
В результате получилась удивительно театральная постановка, не лишенная, впрочем, экспериментальных режиссерских задумок. История людей без души, а, следовательно, и без лица (вероятно отсюда пустые рамы от портретов, висящие в доме) рассказана жестко и без прикрас. Мощно и откровенно.
Среди актерских работ, безусловно, стоит отметить Порфирия Головлева (Иудушку) (заслуженный артист России Сергей Казаков) и Арину Петровну Головлеву (заслуженная артистка России Галина Репная). Перед спектаклем мне удалось взять интервью у Галины Евгеньевны. Оказалось что за спиной у актрисы более 150 ролей, но, как она сама призналась, — «груз этот совсем не тянет. Я люблю работать, я трудоголик сцены».
Я бы добавил, после увиденного спектакля: и большая русская актриса! Таких обычно называют брильянтом труппы.
Выступая перед вечерним спектаклем, директор калужского театра Александр Кривовичев, упомянул вскользь о возможности обменных гастролей. Было бы здорово, если фестивальные договоренности реализовались. Очень хочется посмотреть другие спектакли этого театра.
Владимир АНДРЕЕВ.
Источник: сайт газеты Калужской области «Весть»