Московский режиссер Андрей Шляпин в Пензе стал практически своим. Он уже поставил на сцене нашего драматического театра три спектакля, а на минувшей неделе прошла премьера четвертого. На этот раз режиссер взялся за Антона, понимаете ли, нашего Чехова. Причем сразу за такое сложное произведение, как «Чайка», хотя, по его же собственным словам, ему больше импонируют «Три сестры». Но театр выиграл грант именно на постановку «Чайки», а ставить предложили ему, так почему бы не попробовать?
В постановке были задействованы лучшие силы. Причем по традиции привлечено два состава. В одном роль Петра Сорина исполняет Александр Куприянов, а в другом — народный артист России Михаил Каплан.
Однако Михаил Яковлевич снова уехал лечиться в Израиль, поэтому Куприянову пока приходится играть эту роль в обоих составах.
Перед началом спектакля зрителей радовала своей игрой в фойе второго этажа группа «Классики жанра», создавая камерную атмосферу.
Среди гостей театра оказался и московский артист, журналист и публицист Николай Ледовских. Многие его запомнили по роли Деда Мороза, которого Николай Валуев на руках вносит в салон продаж одной из сотовых компаний.
В библиотеке им. Лермонтова Ледовских организовал выставку, посвященную Александру Солженицыну, а в свободный вечер решил посетить премьеру в пензенском театре.
Постановка получилась новаторской, недаром режиссер в своем творчестве опирался на спектакль Юрия Бутусова, поставленный им в «Сатириконе». Якобы Чехов современен всегда, и важна идея, а не внешний пафос.
Поэтому и Костя Треплев одет в джинсовые безрукавку и штаны, поэтому актеры периодически засовывают ноги в высокие армейские ботинки, прибитые к доскам мостика, поэтому и длятся немые паузы по 10 минут...
Периодически актеры кружатся в танце, да еще и под французский шансон. И Галина Репная в роли Аркадиной, и Анатолий Громов в роли Треплева, и Анна Арзямова в роли Заречной, и все тот же Куприянов — все играли так, словно это был первый и последний раз.
«Чехова можно читать в классическом варианте, — говорит заведующий кафедрой изобразительного искусства и культурологии пединститута имени В. Г. Белинского Николай Инюшкин. — Но в то же время можно и нужно читать так, чтобы люди XXI века понимали: он, классик русской литературы, предвидел развитие искусства в совершенно непривычных для той или иной эпохи формах. Его пьесы стали предвестниками, по сути, всей драматургии XX века. Литература потока сознания, постмодернизм, театр абсурда — все это в значительной степени выросло, в том числе, и из чеховской драматургии. Вот что, по-моему, самое главное, о чем напоминает этот несомненно очень талантливый спектакль».
Геннадий МАРЧЕНКО