14 сентября премьерой Калужского драматического театра «Попытка полета» по пьесе болгарского писателя и драматурга Йордана Радичкова завершилась основная программа V фестиваля «Старейшие театры России в Калуге».
За десять дней старейшие театры из Ярославля, Пензы, Нижнего Новгорода, Тулы, Ульяновска, Саратова, Владимира, Воронежа и Калуги в общей сложности дали 10 спектаклей, причем участники заявили еще в начале фестиваля о главной цели своего приезда в Калугу — демонстрации собственного взгляда на сохранение традиций классического русского театрального искусства.
Два главных приза отправятся в Нижний Новгород. Лучшей режиссерской работой на фестивале признан спектакль московского режиссера Валерия Саркисова «Вишневый сад» в Нижегородском академическом театре драмы. Заслуженному артисту Сергею Блохину, исполнителю роли Лопахина приз вручили за лучшую мужскую роль. Еще один приз в этой же номинации достался актеру Саратовского академического театра имени Слонова Александру Кузьмину за исполнение роли Саввы в «Бешеных деньгах» по Александру Островскому.
Полина Шатохина получила приз «За проникновенное и сердечное исполнение роли в спектакле Тульского академического театра драмы «Счастье мое (бумажный патефон)». Призом председателя жюри народной артистки России Ольги Яковлевой награжден лучший актерский дуэт фестиваля — заслуженный артист России Валерий Кириллов и Анастасия Светлова из Ярославского академического театра драмы имени Волкова за исполнение ролей Александра Аметистова и Зои Пельц в «Зойкиной квартире».
Ярким дебютом признана работа актрисы Ульяновского драматического театра Марии Прыскиной, сыгравшей Верочку в спектакле «Месяц в деревне». Галине Репной из Пензенского областного драматического театра за роль Арины Петровны Головлевой в спектакле «Господа Головлевы» вручен приз в номинации «Высокое мастерство в воплощении русской классики». И наконец лучшим исполнением роли второго плана признана работа Ольги Беляковой, актрисы Пензенского областного драматеатра, исполнившей роль Федосьи в спектакле «История одного преступления» по пьесе Ольги Михайловой.
Что же до принимавшего фестиваль Калужского драматического театра, то его режиссер заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев получил специальный приз жюри «За смелый полет к поэтическому театру».
V фестиваль «Старейшие театры России в Калуге», проходящий раз в три года, на этот раз, по признанию членов жюри, отличался насыщенной дополнительной программой, чего раньше не было. В первую очередь — это конкурс драматургов «Новая пьеса для старого театра», объявленный еще в начале года, и на который было прислано 250 произведений.
Арт-директор фестиваля театральный критик Григорий Заславский признался, что это не самое большое число работ, присылаемых на фестиваль, но для первого раза вполне достаточно. Тем более, сказал Заславский, что отобрать для финала удалось только семь работ.
По словам критика, важно было снабдить старейшие, «многоярусные», театры новым драматургическим материалом.
— Пьесы, которые обычно присылают на экспериментальные театральные фестивали, годятся все же для «подвальных театров», — сказал Заславский, представляя результаты конкурса. — Здесь же важно было получить современные тексты, которые может использовать традиционный театр.
В этом Заславского поддержал критик Николай Жегин, бывший более категоричным
— С современной драматургией просто беда! Посмотрите на их репертуар — практически одна классика. Да и на этом фестивале мы почти не увидим новой драматургии.
Тем не менее, приехавшие на фестиваль театры дали хорошую пищу для размышлений над принципами современного прочтения хорошо известной драматургии. Разброс в художественном прочтении был огромен. Например, от совершенно необычного прочтения «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова, представленного режиссером Ярославского академического театра драмы имени Волкова Евгением Марчелли, смело оттолкнувшимся от булгаковского текста и ушедшим в пространство театрального поиска до легкого воздушного повествования о чистой любви в «Месяце в деревне» Ульяновского драматического театра.
С новыми пьесами для старого театра публика смогла познакомиться пока не на сцене, а в режиме читок. Кстати, читка, одна из распространенных фестивальных форм, в Калуге была представлена в качестве отдельной программы впервые. И все семь читок вызвали бурное обсуждение зрителей и критиков. Какая из семи пьес будет поставлена по условиям конкурса на сцене Калужского драмтеатра, пока не объявлено. Впрочем, Александр Плетнев заявил с определенностью, что независимо от результатов конкурса одну пьесу в работу он возьмет. Это работа калужского писателя Андрея Убогого «Сестры», произведение, являющееся своеобразным откликом на чеховских «Трех сестер», впрочем, весьма отдаленный, столь же отдаленный, как отдалена современная жизнь от того, что было более ста лет назад, когда творил Чехов.
Еще одной новацией фестиваля стали и мастер-классы театральных фотографов. В частности доцент кафедры в Московском университете культуры и искусств Михаил Каламкаров, привез с собой несколько молодых учеников, делавших фестивальные фотографии за кулисами, и выставлявших зеркальной гостиной театра, что стало само по себе отдельным театральным действом, подобным спектаклю.
Максим Железняков — главный художник Калужского драматического театра — поделился своими секретами фотомастерства. Кстати оба — авторы совместного проекта «Станковая фотография XXI века», представленного недавно в Калуге.
— Главное для меня, что старейшие театры, при всей их непохожести друг на друга, представляют собой большой и теплый дом, где не только традиция хранится, но и создается нечто новое. Для меня это очевидно. И с каждым новым фестивалем становится все очевиднее, — подытожил результаты фестиваля главный режиссер Калужского театра Александр Плетнев.
Владимир Петров (Калуга)