Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Пигмалион в балетной пачке

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 60 (24296)
13 августа 2013

Наталья Кинге в детстве получила наставление от бабушки-дворянки: «Если нет бриллиантовых серег, зачем прокалывать уши?»

— Вообще бабушка учила меня жить по гамбургскому счету. И я всегда стараюсь следовать ее наказам, — говорит Наталья.

В Пензе эту красивую даму знают как руководителя отделения хореографии в колледже культуры и искусств, режиссера драмтеатра по хореографии и постановщика танцев во многих проектах.

Мы встретились в драмтеатре, на репетиции новой музыкальной комедии «Звездный час», чтобы поговорить о жизни и судьбе.

— Наталья Викторовна, расскажите, как в вашу жизнь вошел театр.

— В восемь лет я впервые попала в оперу, куда меня привела опять же моя бабушка. Впечатление было потрясающим! Второй раз столь же сильное чувство я испытала, когда увидела оперетту, поставленную студентами музыкального училища. Сама я выбрала профессию хореографа, после окончания Пензенского училища культуры и искусств поступила в Куйбышевский институт культуры. Вернулась в Пензу и начала работать: меня попросили помочь Театру юного зрителя, который только создавался в Пензе, и я не отказалась. А потом плавно перешла в драмтеатр, где тружусь уже около 20 лет.

О роли... походки

— В театре своя специфика. Вы не просто ставите танцы, а формируете пластический образ спектакля.

— Там главный человек — режиссер. Моя задача — понять его замысел и составить с ним тандем. Я человек дисциплинированный, всегда слушаю постановщиков, но простор для воплощения своих идей у меня все же есть. И режиссеры часто соглашаются со мной, а если говорят «нет», то я предлагаю новые и новые варианты. На конфликты никогда не иду и актерам даю поблажки: если кому-то легче делать шаг с левой ноги, а не с правой, и это не мешает рисунку танца, почему нет? Главное, чтобы он пластически выразил характер персонажа.

— Можно сказать, что вы вместе творите образ?

— Конечно. Если актер правильно двигается, ему легче сыграть свою роль. Прежде чем научить артиста, я должна сама понять, как ходит, жестикулирует персонаж. В каждом танце, который я ставлю на театральной сцене, есть драматургия, история, характеры.

Приходится много работать. Сейчас эра универсальных артистов — они должны петь, танцевать, фехтовать, заниматься акробатикой. Я обязана этому соответствовать.

— Работа над какими спектаклями вам больше всего запомнилась?

— Я много работаю с актером Василием Конопатиным, который поставил спектакли «Игроки», «Дураки». С ним сотрудничать очень интересно. Еще запомнилась кадриль, которую я поставила в «Поздней любви» — большая, в несколько фигур, но... в результате пришлось ее порезать, чтобы не нарушать драматургию. Очень довольна своим участием в «Дне рождения кота Леопольда» — ярком, веселом, искрометном спектакле. С таким режиссером, как Владимир Карпов, — талантливым, вдумчивым, требовательным — очень приятно работать.

— А как вы управлялись с непрофессиональными актерами — чиновниками в постановке «До третьих петухов»? Не приходилось доказывать «кто здесь главный»?

— Да нет! Сложность состояла в том, что одну и ту же работу приходилось много раз начинать сначала, так как собрать занятых людей вместе было затруднительно. А так я шла от их внутренней пластики. Наблюдала за ними и говорила: «Давайте попробуем вот это движение». Если получалось, мы его оставляли, нет — искали другое.

Режиссер хотел, чтобы наши актеры-чиновники выглядели смешными и даже нелепыми. И они легко шли на это, ведь в каждом из нас живет ребенок. Даже такой суровый человек, как заместитель начальника Пензенского пожарно-спасательного центра Геннадий Кабанов, игравший охранника Бабы-яги, старался изо всех сил. Я уж не говорю про произведшую фурор Веру Фейгину. Потом, при просмотре видеоверсии, они сами хохотали до упада.

И грянул бал!

— Много лет вы сотрудничаете с музеем-заповедником «Тарханы», где занимаетесь постановкой театрализованного представления «Минувших дней очарованье», учите бальным танцам работников, далеких от хореографии. Каково это?

— Меня пригласили туда в 1999 году. Я немножко сомневалась, ведь предстояло учить классическим танцам садовников, смотрителей, экскурсоводов, которым по 25-30 лет. Но так как исповедую принцип «Никогда не останавливаться, все время идти вперед», в конце концов решилась на эту авантюру. Разработала программу бала: полонез, французская кадриль, лансье, экоссез, полька, мазурка, вальсы па де труа, алеман, котильон. Да... Вот так! Пришлось провести много времени в библиотеках, чтобы выучить их, вспомнить институтский курс историко-бытового танца. А вместе с этим осваивала бальный этикет — от игры веером до любезностей, которыми обменивались люди того времени.

— А как отнеслись к проекту сами дамы и кавалеры?

— Когда я первый раз пришла к ним и сказала: «Здравствуйте, господа» — у них случился шок. Сегодня эти люди стали другими. Если раньше могли сказать грубое слово, пройтись, сутулясь, сесть небрежно, то сейчас для мужчин естественно подать даме руку, проводить ее до места после танца, присущ вежливый тон во всех ситуациях. А женщины научились быть изящными и принимать ухаживания. (Как тут не вспомнить пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»!)

— Я езжу в «Тарханы» раз в неделю вот уже 13 лет. Даже машину купила ради этого. Правда, все полтора часа, пока возвращаюсь домой, отхожу — настолько выкладываюсь, — признается Наталья.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Мою жизнь не назовешь безоблачной. У меня рано умерла мама, я очень тяжело пережила пожар, случившийся в училище в 1993 году. Но я стараюсь быть оптимистом, замечать только хорошее, окружать себя добрыми людьми. И, в общем-то, считаю себя счастливой. У меня хорошая семья — в этом году будем с мужем отмечать 30-летие совместной жизни. У нас замечательный сын. Ну, и конечно — моя любимая работа! Я всего добилась своим трудом, и это тоже приносит мне удовлетворение. Так что если подводить итоги, могу сама себе сказать: «Молодец, Наташа».

Галина ИСАЙЧЕВА

Источник: «Пензенская правда»