Небольшая квартирка в старой 5-этажке, скромная обстановка и море книг. Именно они являются главным богатством известного пензенского режиссера Анатолия Гуляева, который на минувшей неделе отметил свое 78-летие.
— Анатолий Сергеевич, ваше детство пришлось на трудные военные годы. Наверное, мало о том времени осталось хороших воспоминаний?
— Нет, у меня как раз светлые воспоминания о детстве, о селе Бельщине Пачелмского района. Отец работал учителем, мать детей воспитывала. Корова давала три ведра молока в день, были у нас и овцы, так что мы уж точно не голодали. Учиться ездил на велосипеде на станцию Пачелма. С детства увлекся самодеятельностью.
Подрос — отправился служить в Узбекистан на границу с Афганистаном. Никакой дедовщины и деления по национальностям тогда и в помине не было. Русские, татары, евреи, узбеки, азербайджанцы, грузины — все жили дружно.
Периодически на территорию части приезжал грузовик с фруктами, которые мы ели бесплатно, сколько в нас влезало. Правда, за это командир иногда отправлял нас помогать собирать хлопок.
— Почему решили стать режиссером?
— Из Воронежской театральной студии я выпустился актером. Кстати, педагоги у нас были великолепные, один только Леонид Броневой, который преподавал речь, чего стоит!
В пензенский драматический театр пришел в 1960 году. И почти сразу включился в режиссерскую деятельность. Был такой молодой режиссер Олег Антонов. И однажды он ставил спектакль по какой-то колхозной тематике. В один из моментов я не выдержал и подсказал: «Олег Николаевич, здесь лучше вот так сыграть». Он согласился. А уже в следующий раз Антонов без моего согласия назначил меня своим помощником.
— А первую свою самостоятельную работу в Пензе помните?
— Это был спектакль «Пеппи Длинныйчулок», где главную героиню играла совсем молоденькая Галя Репная.
Всего на родной сцене я поставил около сотни спектаклей. Из них два комедийных имели огромный успех. Это «Дамы и гусары», а еще мюзикл «В лабиринтах лжи», где бесподобно сыграл Михаил Каплан. По сюжету его жена уезжает в командировку, а герой Каплана тут же приглашает домой девушку, роль которой сыграла Наталья Старовойт. А тут жена вернулась, как бы проверить мужа. И Каплан начинает выкручиваться из ситуации. С испугу выдает Старовойт за свою дочь. Потом приезжает мать этой девушки...
— Вам довелось поработать и с Михаилом Светиным...
— Он у меня играл в спектакле «Страшный суд». Миша всегда был удивительно смешной человек. Например, в спектакле «Звонок в пустую квартиру» открывается занавес, появляется Светин и просто говорит: «Здравствуйте». Причем не дурачится, нормально вроде бы говорит. Но в зале стоит просто гомерический хохот.
А в «Страшном суде» вообще его звездная роль на пензенской сцене. По сюжету герой Миши поссорился с женой. А дело происходит в дачном массиве, и Светин решил прикорнуть на лавке у забора, стянув с себя штаны. Тут выходит девушка, ей жарко, она бросает одеяло и ложится рядом. И тоже снимает нижнюю часть одежды. После чего появляется жена, готовая простить мужу все...
Вся соль в том, что Светин был в черных штанах, а девушка в черной юбке. И я придумал ход, будто Светин по ошибке вместо штанов хватает юбку. А потом, одеваясь наощупь и бормоча о своей несчастной судьбе, пытается нащупать пальцами на юбке ширинку. Вы не представляете, что творилось в зале... Люди захлебывались от смеха, просто падали рядами, причем опрокидывались вместе с креслами.
— Вы и сами пишете пьесы...
— 14 пьес вышло из-под моего пера. Помню, очень переживал, когда мы репетировали мою 13-ю пьесу «Царевна и пастух». Думаю, число все-таки несчастливое, не дай Бог кто-то из актеров ногу сломает или потеряет голос. Ладно бы ногу, так ведь накануне премьеры театр сгорел!
А сейчас к юбилею города я написал пьесу о Радищеве.
— Вы ведь и в кино успели отметиться?
— Я не считаю эти работы такими уж серьезными. Мелькнул в трех фильмах, о которых сейчас мало кто помнит. В «Страннике» сыграл английского капитана. Сцены снимались в Ялте. Причем построили макет корабля, и рабочие его катали на фоне моря туда-сюда, вроде как бы по волнам.
Самое страшное — только за день до съемок узнаю, что мне предстоит говорить на английском. А я в школе немецкий учил. Даже если озвучат потом, то артикуляция все равно будет заметна. В общем, нашли педагога по иностранному языку, которая на бумаге писала английские слова большими русскими буквами. Меня снимает камера — а я кошусь на текст, старательно выговариваю слова.
А фильм «Бурса» поставил режиссер Михаил Ведышев, у которого пензенские корни — он учился в нашем художественном училище. Часть фильма снималась в Пензе, я играл отрицательного персонажа, заставлявшего студентов бурсы заниматься доносительством. Довел людей до того, что меня решили убить... По фильму, конечно.
Сцена такая: я поднимаюсь по лестнице на третий этаж, получаю удар по голове кирпичом, и мое бездыханное тело скатывается вниз. Кирпич-то ладно, он был изготовлен из мягкого материала, на этот счет я не боялся. Но как три этажа катиться на спине? Это ж все кости переломать можно! Часа два меня Ведышев уговаривал и уломал! Так самое обидное — этот эпизод в фильм не вошел.
— Но забавного в вашей биографии все же больше?
— Смешного было немало... Например, когда заболел актер Борис Уксусов, завтруппой попросил меня выйти вместо него в спектакле «Фома Опискин». Мол, роль небольшая, слова ты знаешь... Ну, я переоделся и появляюсь на сцене. А актеры не знали, что я заменил Уксусова, видят меня в его костюме и начинают хохотать. Публика не поймет, в чем дело, и тоже смеется. Насилу угомонились.
Или как-то в спектакле «Пакет» Василий Конопатин, игравший командира, должен был вручить пакет Александру Нехороших, игравшему Петьку Трофимова. А я сижу в зале и вижу, что Вася пакет неправильно подает, не так мы репетировали. Ну и на автомате — сработала режиссерская привычка — кричу на весь зал: «Не так, не так пакет даешь!»
— В век стремительно развивающихся Интернета и цифрового телевидения не боитесь, что народ перестанет ходить в театр?
— Нет, не боюсь! Люди хотят живого общения, обмена энергетикой, а театр это волшебство как раз и дарит. Вижу, что к нам сегодня идут и взрослые, и дети, причем и те и другие одинаково восторженно следят за происходящим на сцене. Поэтому за ближайшее будущее я спокоен!
Яков Белкин