Премьеру спектакля «Обыкновенное чудо» в Пензе ждали с нетерпением. Многим полюбилась эта сказка Евгения Шварца благодаря фильму Марка Захарова. Но оказалось, что сравнивать фильм и спектакль — дело неблагодарное.
Само по себе произведение, конечно, многозначное. И эта особенность каждому постановщику дает возможность смещать акценты. Можно говорить о судьбе творца на примере волшебника, о самодурстве, которое олицетворяет король, о...
Московский режиссер, который приехал на постановку в Пензу, Андрей Шляпин сказал сразу:
— Мы не стали акцентировать внимание на политических и социальных моментах, поставив во главу угла любовь. Хотя она вплетена в жизненные перипетии, в которых существуют предательство и коррупция, тиранство и беспринципность. Но мы говорим со зрителем о любви.
То, что основной посыл режиссера зрителям — любовь, чувствуется с самых первых сцен. Ею живут не только главные герои — Принцесса и Медведь, но и остальные персонажи. Одна за другой перед зрителями предстают три романтические истории.
Налетел ураган, любовь пришла!
Тон задают Волшебник и его жена (актеры Евгений Харитонов и Вера Дупенко). Лейтмотив их отношений — неизбежная разлука: он бессмертен, а она — обычный человек. Отсюда его неземная нежность и стремление превратить жизнь своей любимой в сказку.
Для нее он каждый день творит чудеса, целые миры. Только бы она не скучала, только бы удивлялась.
Для объяснения в любви жене Волшебник каждый раз придумывает новые лав стори. На сцене появляются главные герои — Принцесса и Медведь, превращенный в юношу (в премьерных спектаклях их сыграли две пары — Анна Гальцева и Юрий Землянский, Елена Пустовалова и Петр Матюшков). Они встречаются, влюбляются и... расстаются. «Налетел ураган, любовь пришла» со всеми ее радостями, печалями и разлуками.
Однако в этих сценах зрители больше сочувствуют не главным героям, чьи романтические чувства подверглись испытаниям, а отцу — королю, роль которого блестяще сыграл Александр Куприянов. Актер так пронзительно чистосердечен в проявлении своих чувств, что публика отдает все свое сочувствие этому старому, смешному, самозабвенно любящему своего ребенка человеку.
Кстати, в начале спектакля у многих зрителей были опасения, удастся ли пензенским артистам отойти от образов, созданных гениальными актерами в фильме Марка Захарова. Удалось. В первую очередь Александру Куприянову. Его король порывистый, энергичный, эксцентричный и, конечно, очень забавный. Но совсем не сказочный, особенно в выражении своих чувств к дочери. Он то расточает нежность, радуясь ее счастью, то впадает в отчаяние, глядя, как она страдает, то готов убить в гневе всякого, причиняющего ей боль. Роль Александра Куприянова — несомненная удача спектакля.
Кристаллизация любви
А режиссер продолжает исследовать природу любви уже на примере пары — придворная дама и трактирщик (актеры Наталья Старовойт и Василий Конопатин). Когда-то ревность вкупе с гордостью разрушила их чувство. Они безрадостно прожили свои жизни. И вот им дан второй шанс, и они делают выбор в пользу любви, понимая, что важнее ее ничего нет на свете.
В спектакле постоянно звучит тема выбора. Во всех сюжетных линиях идет спор между рациональной жизнью и чувственной, безрассудством и здравым смыслом. А кто-то живет по принципу «куда кривая вывезет». В этом смысле показателен еще один персонаж — министр-администратор, роль которого, на мой взгляд, талантливо сыграл Павел Тачков.
Перед актером стояла очень сложная задача — потягаться с самим Андреем Мироновым. Павлу удалось найти новые краски для своего героя: он более холодный, более расчетливый, более циничный. Словом, более современный, чем министр тридцатилетней давности (фильм Марка Захарова был снят в 1978 году). Перед этим персонажем никогда не стоит проблема выбора, он руководствуется только выгодой, чувства других людей его не интересуют.
Но вернемся к Принцессе и Медведю, вокруг любви которых закручен сюжет. Молодые актеры на протяжении действа старались показать всю гамму чувств, испытываемых их героями, но настоящей искренности и глубины им удалось достичь только в последних сценах.
Скорее всего, так и было задумано режиссером. Спектакль начинается как настоящая сказка, все художественные средства и приемы направлены на чудеса. И дом волшебника напоминает сказочный шатер, и герои появляются в нем неожиданно и так же пропадают. Но постепенно, по ходу спектакля, действо превращается в метафорическую притчу, а к концу и вовсе выливается в трагическую жизненную историю, где все чувства обнажены и вполне реальны. Только любви под силу сотворить чудо, что и происходит. Это и удивительно, и обыкновенно.
Поверить в чудеса помогали актеры Анатолий Громов, Игорь Серебряный, Русланбек Джурабеков, Илья Кочетков, Анна Арзямова, Елена Павлова, художник-постановщик Олег Авдонин, художник по костюмам Евгения Полякова, автор музыкального оформления Валерий Куликов.
Галина ИСАЙЧЕВА.