Московский режиссер Андрей Шляпин проводит в драмтеатре последние репетиции спектакля по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»
Он переходит из одного конца зрительного зала в другой, наблюдая за тем, что делают актеры на сцене. Те, проговаривая текст знаменитой сказки, пробуют разные краски для своих героев, ищут эффектные мизансцены. Так, Игорь Серебряный, играющий палача, сходит со сцены в партер и пристально смотрит в лицо человеку, болтающему во время действия по мобильному телефону.
Чьи-то импровизации Андрей одобряет, кого-то останавливает: «Не то...». Мучительный и вдохновенный творческий процесс прерывает помощник режиссера: пора ставить декорации к вечернему спектаклю.
Мы с Андреем остаемся в пустом зале и рассуждаем о чудесах, которые предстоит увидеть зрителю в ближайшее время.
— Более прекрасной истории, чем сказка «Обыкновенное чудо», в которой зрителю предлагают поговорить о любви, представить невозможно, — говорит режиссер.
— Сегодня, когда кажется, что весь мир озабочен социальными проблемами, актуальна ли эта тема?
— Любовь всегда актуальна. В этой истории есть еще один важный аспект: проблема выбора — быть в любви рациональным или дать волю чувствам, сопротивляться злу или плыть по течению, спасать любимых людей или отвернуться от них. Я, к примеру, очень настороженно отношусь к тем, кто живет только чувствами. Если перефразировать библейское выражение, даже благие порывы приводят к аду, что уж говорить об эмоциях негативных. Но жить только рассудком тоже невозможно. В любом случае, ни при каких обстоятельствах нельзя оставаться пассивным созерцателем своей жизни, любимых людей. Это еще одна тема, которую мы предлагаем зрителям.
— Трудно работать над сказкой после знаменитого фильма Марка Захарова?
— Пьеса и фильм — две разные вещи. Захаров почти полностью переписал третье действие, убрал, на мой взгляд, важные, ключевые монологи. Мы с молодыми актерами долго разбирали, какое значение сегодня имеет пьеса, какие обстоятельства, заложенные в ней, важны для них, а не для тех вымышленных героев, о которых писал Шварц в 1954 году. И делали акцент на том, что сегодня волнует. Думаю, молодым людям, 80 процентов из которых наверняка не смотрели фильм, эта история будет интересна.
— В спектакле два актерских состава. Надо сказать, несколько неожиданный выбор принцессы — острохарактерной актрисы Анны Гальцевой...
— Шварц написал, что его принцесса не похожа на других. Анна при всей ее внешней резкости ранима, нежна. Эти качества присущи многим современным девушкам. Они закрываются от мира внешней бравадой, но под этим «щитом» — сентиментальные души. Они могут жестко разговаривать и вести себя — и при этом слушать романтичные песни, мечтать о любви, плакать от обиды. Принцесса Анны такая. Лена Пустовалова — другая. У таких девушек все распланировано, но когда их захлестывает большая любовь, они забывают обо всем на свете. Получается два разных спектакля, но в обоих случаях мы увидим сказку, в которой, по словам Евгения Шварца, «нет скрытого смысла... и можно сказать во весь голос, о чем ты думаешь».
Галина ИСАЙЧЕВА.