Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Чеховский молоточек стучит в дверь

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 79
19 октября 2010

15 октября в областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Жизнь прекрасна»

Трехчасовая «фантазия на чеховские темы» (так определен жанр действа) — творение столичного режиссера Валерия Маркина. Это старый знакомый сурских актеров: сезон 2006 — 2007 он работал в Пензе главрежем.

Действие происходит на вокзале маленького городка. Поезд задерживается, и в этот промежуток времени в жизни встречающих, провожающих и уезжающих людей разыгрываются настоящие драмы.

Буфетчик Алексей Дорофеевич (Павел Тачков) грубит своей матери (засл. арт. России Галина Репная), унижает ее. Василий Мурашкин (Евгений Панов) благодаря длинному языку своей жены (Альбина Смелова) узнает подробности ее «веселой жизни» на курорте. Истеричная барыня (засл. арт. России Наталья Старовойт) вымогает у любовницы мужа, хористки (Ольга Полякова), несколько сотен рублей, а старый актер Светловидов (засл. арт. России Василий Конопатин) рассуждает о загубленной молодости и ушедшей любви.

Этот калейдоскоп драм вызывает в душе чувство глубокой грусти: мы видим людей, утративших смысл жизни, ставших обывателями. Они лгут, притворяются. Дела их мелочны, поступки ничтожны. Они погрязли в сытых (или не очень) буднях, из которых даже не пытаются выбраться.

Ради того, чтобы их спасти, Чехов и писал свои произведения. Он определял свою цель в литературе так: «Должен кто-то с молоточком постоянно постукивать в дверь человека, чтобы не давать ему успокаиваться и хрюкать в одеяло».

Хотя, как показывает история, мужеством «проснуться» обладает далеко не каждый. Людям проще уйти в свой «футляр», чем сказать себе, что весь пройденный путь — ошибка, перечеркнуть его, начать все сначала.

Интересно: героям классика больше века, но воспринимаются они так, будто это твои соседи. И ты смотришь не на сцену, а в окно. Потому что время идет, а человечество не меняется.

И сегодня среди нас есть равнодушные, «мертвые» люди, которых заботят только сервировка стола и вопрос, как правильно употреблять водку. Люди, унижающие близких и считающие это нормой. Люди, предавшие свои мечты и идеалы и постаравшиеся об этом забыть.

Спектакль получился проникновенным. «Очень чеховский», — говорили о нем в зале. Режиссер бережно отнесся к текстам классика: практически все фразы спектакля подлинные, чеховские. Даже за внешне юмористическими, веселыми сценами, составляющими первое действие, виден глубокий подтекст. Это невеселый юмор, от которого хочется плакать.

Вот пред нами дачник Иван Иваныч Толкачов (засл. арт. России Сергей Казаков), который просит у знакомого револьвер, чтобы прекратить мучительное, бессмысленное существование. Его жизнь — суета: служба, бесконечные просьбы родственников и соседей, необходимость угождать жене, потому что он — «муж». И в довершение всего, ночью, когда совесть чиста, а супруги нет рядом, когда можно сладко заснуть, — вдруг... дззз, «комары»!!!

Сюжет здесь не просто забавен. В смешной фигуре незадачливого «самоубийцы» угадывается человек с огромным «замахом» и неожиданно слабым «ударом». Как обещавшее выстрелить, но так и не разрядившееся ружье.

«Мне страшно хочется жить... Солнце не восходит два раза в день, и жизнь дается не дважды... Хватайтесь же цепко за остатки вашей жизни и спасайте их!». Мне показалось, это убеждение Чехова и есть главная мысль спектакля.

Ирина БАЛАШОВА