М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Семейная хроника в двух действиях. Автор инсценировки и режиссер-постановщик — Дмитрий Петрунь. Художник-постановщик — Олег Авдонин. Художник по костюмам — Евгения Полякова. В ролях: заслуженная артистка России Галина Репная; заслуженный артист России Сергей Казаков; артисты Анна Арзямова, Анна Гальцева, Русланбек Джурабеков, Вера Дупенко, Альберт Ибраев, Илья Кочетков, Александр Куприянов, Елена Павлова, Альбина Смелова, Мария Соловьева, Лидия Стаханова, Александр Стешин, Павел Тачков, Евгений Харитонов, Николай Шаповалов. Премьера состоялась 14 сентября 2012 года.
Писать о премьерных спектаклях — дело не слишком благодарное. Потому что внезапный и шумный успех премьеры вполне может обернуться такой же внезапной беспомощностью уже на втором показе, и только к шестому-седьмому представлению, когда спектакль, что называется, «устанавливается», входит в колею, становится ясно, что же на самом деле получилось.
Тем не менее премьера «Господ Головлевых» в Пензенском драматическом театре была долгожданной по нескольким причинам.
Во-первых — первая премьера юбилейного, 220-го сезона.
Во-вторых — Салтыков-Щедрин: писатель, связанный с нашим городом двухлетней службой в должности председателя Губернской казенной палаты, а значит, премьера эта — заметный вклад в подготовку к 350-летию Пензы.
В-третьих, сам роман, по которому поставлен спектакль, — одно из сильнейших произведений русской литературы.
И в-четвертых, но не в-последних, — новая работа в спектакле художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Сергея Казакова, роль Порфирия Головлева по прозвищу «Иудушка» — первая его роль за прошедший год после яркого, но все-таки совсем небольшого выхода в финале «Кукол»; и, конечно, очередное появление на сцене любимицы публики, заслуженной артистки России Галины Репной в образе матери семейства Головлевых Арины Петровны.
Чего скрывать, опасений было много: найдет ли спектакль своего зрителя? Не покажется ли проза Щедрина чересчур мрачной и занудной для не слишком искушенной пензенской публики? Успеют ли вообще выпустить «Головлевых» вовремя в условиях, приближенных к боевым, — с постоянными отъездами столичного режиссера-постановщика Дмитрия Петруня по своим киношным делам то в Москву, то в Париж?
Выпустить успели. Зритель нашелся. И вообще, это был тот случай, когда скептики в очередной раз оказались посрамлены. Благодаря мощной и жесткой — в соответствии с материалом — режиссуре Дмитрия Петруня, известного своими работами в столичных театрах («Табакерке», Вахтанговском, имени Гоголя, на Малой Бронной) и в кино («Черкизона», «Спальный район» и т.п.), спектакль вышел резким, бескопромиссным, порой шокирующим, но в то же время — пронзительным и сочувственным к героям.
Шокирующего в этом спектакле, действительно, хватает — чего стоит внезапно являющееся подвешенное тело Головлева-отца (Александр Куприянов), или корчащийся в агонии на полу младший брат Павел Головлев (Евгений Харитонов и Александр Стешин), или вода, которой в гневе окатывает Иудушка свою любовницу Евпраксеюшку (Альбина Смелова), или кровь на лице Иудушкиного сына Петеньки (Николай Шаповалов), которого отец буквально «приложил мордой об стол». Впрочем, кровь становится сквозным символом всего второго акта — начиная с ярко-красной помады, которой красят губы бегущие из дома в поисках лучшей доли — в актрисы — Иудушкины племянницы Аннинька (Елена Павлова) и Любинька (Анна Гальцева), и заканчивая красным ртом умирающей безумной Арины Петровны — то ли размалеванные в помутнении сознания губы, то ли хлынувшая чахоточная кровь… Мирная жизнь «выморочного семейства» на глазах рушится, рвется на части, истекая кровью.
В спектакле заметен любой, даже эпизодический и бессловесный персонаж, у каждого своя жизнь, своя сценическая партия. Поэтому не хотелось бы особо выделять никого (хороший спектакль ценен прежде всего своим ансамблем), но всё же не сказать о работах двух уже упомянутых заслуженных артистов нельзя. Тем более что образы, созданные Сергеем Казаковым и Галиной Репной, — действительно самые объемные, динамичные, проживающие полнокровную сценическую жизнь: Арина Петровна — полновластная хозяйка-помещица в начале и потерявшая рассудок приживалка под конец; и Иудушка — сначала смирнехонький «маменькин сынок», потом — расчетливый делец, спокойно прибирающий к рукам все фамильные имения, и наконец — почти разрушенный одинокий старик, чем-то похожий в спектакле на гоголевского Плюшкина. Страшные призраки загубленных родных с мешками на голове предстают перед Порфирием-Казаковым в финале, и он поспешно бросается к ним, пытается поднять падающие на него тела — да уж ничего не исправить…
Независимо от того, понравился кому-то спектакль или нет, все в один голос утверждали: в театре произошло событие. А значит, есть серьезный повод для разговора. Кстати, 9 ноября, сразу после очередного спектакля «Головлевых», пройдет зрительское обсуждение, где сможет высказаться каждый желающий.
Виталий Соколов
Источник: «Антракт»