Отшумел аплодисментами очередной театральный фестиваль «На родине А.П.Чехова». В этом году его география была не так широка. Тем не менее, искушённый таганрогский зритель и гости города с удовольствием познакомились с работами ярославского, тамбовского, пензенского, ростовского, московского драматических театров и ещё раз с радостью встретились с любимыми актёрами родного Чеховского.
Фестиваль прожил «недолгую, но яркую жизнь» с 14 по 23 сентября и стал подлинно чеховским: из шести спектаклей четыре поставлены по пьесам Антона Павловича или по его прозаическим произведениям. Он воспринимается как нечто единое и целостное, благодаря тому, что со сцены звучало ёмкое чеховское слово, а в спектаклях «Скупой» Ж.Б. Мольера и «ОХ!» М.Розовского тамбовского и московского театров витал его дух.
Жизнь фестиваля началась спектаклем «Без названия» ярославского академического театра драмы имени Фёдора Волкова по пьесе Чехова-гимназиста «Безотцовщина», поразившим остротой, парадоксальностью постановки вопроса взаимоотношений мужчины и женщины, вечного и актуального. В едином признательном ритме оваций благодарного зрителя звучало: «Мы поняли! Это ужасно!!! Спасибо!». Да, это случается, хоть и редко, и мы искренне благодарим тех, кто нам дарит зеркало, в котором видим себя без прикрас. Вот такой подарок сделали нам мастер эпатажа и парадоксов режиссёр Евгений Марчелли и замечательная труппа ярославского театра.
Традиционным прочтением пьесы Ж.Б.Мольера «Скупой» порадовал истосковавшегося по классике зрителя тамбовский государственный ордена «Знак Почёта» драматический театр, режиссёр-постановщик Сергей Ковальчин. За комедийностью ситуаций и положений, приветствуемых тонко чувствующим таганрогским зрителем, актёрам театра удалось мастерски показать, как страх потерять нажитое нередко порождает в людях скупость души, которая, к сожалению, сегодня стала, чуть ли ни основной чертой времени.
Несомненной творческой удачей таганрогского ордена «Знак Почёта» театра имени А.П.Чехова стал спектакль «Человек в футляре», инсценировка и постановка Татьяны Ворониной. Представленная в жанре «фантастической истории из города №», колорит которого передаётся украинскими народными песнями, она по иному, ярко и сочно передаёт сюжет рассказа. Совершенно очаровательный и точный в передаче образов актёрский ансамбль, сложившийся в этом спектакле, получил заслуженные аплодисменты.
Пензенский областной драматический театр имени А.В.Луначарского очаровал зрителей «спектаклем-фантазией на чеховские темы с музыкой Оффенбаха, с романсами и громом» «Жизнь прекрасна!». Создать нечто единое из произведений, рассказов и драматических этюдов, написанных Чеховым в разное время — задача не из лёгких. Инсценировка у Виталия Соколова получилась гармоничной. А режиссёру-постановщику Валерию Маркину и актёрам удалось представить зрителю её героев, чиновников, дачников, актёров, застрявших в провинциальном городке на железнодорожной станции, в ярких сценах, диалогах и монологах.
Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького показал спектакль «Вишнёвый сад» в постановке Николая Сорокина. Актёрам театра удалось передать, по-чеховски тонко, с удивительной теплотой и лёгкостью комичную в ситуациях, но безрадостную историю об уходящем: эпохи, поколений, ценностей.
Закрывал фестиваль Московский театр «У Никитских ворот» спектаклем «ОХ!», автор и режиссёр-постановщик Марк Розовский. В аббревиатуре «ОХ» зашифрованы имя и фамилия персонажей «Ревизора» Гоголя: Осипа и Хлестакова. Сюжет её прост и предельно ясен: стремясь донести современному зрителю ценности культуры, авторы, режиссёры-постановщики и актёры, идя на поводу приземлённых интересов, пытаются «родить», хоть неведомую зверушку, лишь бы пробудить, как «спящую красавицу», читательский и зрительский интерес. Поэтому придуман проект: оставить в «Ревизоре» два персонажа. Репетиция этого проекта с разными режиссёрскими замыслами, и есть спектакль М. Розовского. В жанровом отношении — это комедия-буфф, пародирующая направление: «на потребу». Удачно высмеивая его с острым сарказмом, автору и актёрам, к сожалению, не всегда удаётся самим остаться на той тонкой грани дозволенного, за которую они, якобы, ратуют. Эпатаж этот в данном случае воспринимается для эпатажа и только. Тем не менее, зритель восторженно принял спектакль.
Что ж, мы говорим фестивалю «На родине Чехова-2012»: «Спасибо и прощай!» И уже думаем о том, каким он будет в следующем году.
Валентина Данькова, член СЖ РФ