20 августа заслуженный артист России, художественный руководитель пензенского областного драматического театра Сергей Казаков отмечает 55-летний юбилей. Хотя «отмечает» — не совсем верное определение. Потому что Сергей Владимирович уже давно не празднует свои дни рождения.
Но без бенефиса не обойдется. Сейчас полным ходом идут репетиции первой премьеры 229-го сезона — спектакля «Мертвые души» по поэме Николая Гоголя, переработанной для сцены Михаилом Булгаковым.
— Сергей Владимирович, можно подробнее рассказать о постановке?
— Ставит спектакль молодой режиссер Кирилл Заборихин. Пензенским зрителям хорошо известны предыдущие работы Кирилла на сцене драмтеатра: «Золото. Любовь. Революция» Ю. Полякова, «Мое загляденье» А. Арбузова, «Бременские музыканты» Ю. Энтина и В. Ливанова и «С училища» А. Иванова. Я репетирую роль Павла Ивановича Чичикова. Но хочу отметить, что в роли, которую Булгаков назвал «Первый в спектакле» (то есть автор, по сути, сам Гоголь), — Артем Тихомиров. Чиновников города NN сыграют заслуженный работник культуры Пензенской области Сергей Дрожжилов (Губернатор), Григорий Мазур (Прокурор), Владислав Матюкин (Полицеймейстер), Николай Потапов (Почтмейстер) и дебютант сезона Ельнур Шатаев (Председатель палаты). Роль жены Губернатора исполнит Юлия Черемухина, а роль губернаторской дочки — Марина Матвевнина. Двух дам, обозначенных у Гоголя как «дама, приятная во всех отношениях» и «просто приятная дама», репетируют заслуженная артистка России Альбина Смелова (Анна Григорьевна) и Юлия Кузьмина (Софья Ивановна), а двух городских сплетниц — Юлия Кошкина и Дарья Шнейдер. В роли кучера Селифана — Михаил Яценко, а в роли лакея Петрушки — студент ПГУ, выпускник моей лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка», «маленький человечек» Максим Борисов. Наконец, роли помещиков распределены так: Манилов — Алексей Болдырев, Собакевич — Артем Давыдов, Ноздрев — Николай Шаповалов, Плюшкин — Сергей Пахомов, Коробочка — Елена Павлова. А Мижуева, зятя и постоянного спутника Ноздрева, будет играть Альберт Ибраев.
— Уже пересмотрели известный советский сериал с Калягиным?
— Специально ничего не пересматривал, чтобы никого не копировать. Да и у Булгакова это скорее трагифарс, а Чичиков — своеобразный Воланд.
— А кроме спектакля чем еще порадуете?
— Я хотел сделать 23 августа живой концерт со своими музыкантами, но из-за коронавирусных ограничений не получается. Поэтому концерт состоится уже после премьерного спектакля, с датой определимся позднее. И, что очень существенно, в августе у меня выходит книга под названием «Сила убеждения». Выходит, что любопытно, в Праге, оказалось, там дешевле печатать, чем в российских издательствах. Думаю, первый тираж раздарю.
— О чем книга?
— Психология, эзотерика... Я рассказываю о своем методе, применяя который, ты сможешь управлять как своей жизнью, так и окружающими. Он включает в себя действенный анализ, защиту от негативной энергии, построение психологических мизансцен и энергетический центр в пространстве.
— В Саратове ваша семья жила в одном доме с семьей Олега Янковского, а вы дружили с его сыном Филиппом. Он вас поздравит с юбилеем?
— Ну мы дружили всего ничего, в 6 лет его увезли в Москву, и мы с тех пор пересекаемся крайне редко. Скорее, я ожидаю поздравлений от Евгения Миронова, с которым мы когда-то учились в Саратове на театральном, с ним мы встречаемся и общаемся гораздо чаще.
Сейчас я общаюсь с Владимиром Винокуром, Александром Гордоном, создателем и бессменным лидером группы «АукцЫон» Леней Федоровым, Александром Ф. Скляром, коллегами по театральному институту имени Кобзона, где я преподаю: Даниилом Спиваковским, Александром Пашутиным, Валерием Афанасьевым, Натальей Громушкиной, Яной Поплавской. С ними я всегда с удовольствием посижу в узком кругу.
— Как, на ваш взгляд, сейчас складывается ситуация в стране с театрами?
— Мы все порой не ценим то, что имеем. И та ситуация, которая сейчас складывается с российскими театрами, на самом деле уникальна — ни в одной стране мира такой ситуации нет.
Ведь у нас огромное количество не только профессиональных театров, но и любительских коллективов, театральных студий, кружков. Театральное творчество в России очень развито, и это замечательно.
Театр, как, может, ни одно из искусств, имеет мощную объединяющую силу. Театр воспитывает, заставляет думать, помогает посмотреть на себя со стороны. Он воспитывает патриотизм, гражданскую позицию, чувство ответственности за общее дело, поскольку театр — искусство коллективное. Но, как и любая мощная общественная сила, театр может воспитать душу, а может и разрушить ее. Все дело в подходе, в том, какую задачу ставят перед собой театральные деятели. Я — за созидательный театр.
Яков БЕЛКИН.
Источник: «Пенза плюс ТВ»