Пензенский драмтеатр сделал на закрытие сезона красивый и веселый подарок своим зрителям — премьеру спектакля «Тетушка на миллион»
Фарс со смыслом
Первая благодарность театру — за выбор пьесы. В основе спектакля — легендарная «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, написанная почти 130 лет назад! По количеству показов зрителям пьеса в свое время побила все рекорды. Актер, по заказу которого пьеса была написана, сделал на ней состояние.
Множество стран экранизировали комедию. Для россиян самая любимая, конечно, картина «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года с блистательными Александром Калягиным, Михаилом Козаковым, Арменом Джигарханяном, Валентином Гафтом...
Автор назвал свою пьесу фарсом, тем самым сразу отделив ее от драматического искусства. Ведь слово «фарс» произошло от «фарша» — рубленой массы, приправленной специями. В средневековых мистериях фарсом называли вставные номера для разрядки и смеха. В театральной иерархии фарс еще ниже комедии, лишен ее утонченности. И все же Брэндон Томас слегка лукавил с жанром. Ведь в пьесе, помимо комедийных ситуаций с переодеваниями, есть и изящество, и вечно актуальное содержание — о любви к человеку или к деньгам.
Тем, кто не видел старого советского фильма, напомним историю (тем более что в оригинале она несколько иная). Двое студентов Оксфорда влюблены в девушек и хотят жениться на них. Категорически против этого опекун барышень. Юноши решают, что уговорить его сможет тетя одного из них, вдова-миллионерша, которая должна вот-вот приехать из Бразилии.
В последний момент выясняется, что тетя задерживается, а девушек завтра увозят, возможно, навсегда. И тогда друзья уговаривают своего приятеля, тоже студента, сыграть тетушку, переодевшись в женскую одежду...
Дальнейшие события надо видеть. Их множество, и хотя спектакль длится два часа, кажется, что они проносятся молниеносно. Реакция зрителей начинается с робких отдельных смешков и заканчивается в финале дружным хохотом всего зала. Что немаловажно, деньги миллионерши достаются тем, кому они больше всего нужны, а влюбленных пар в итоге оказывается в два раза больше...
Соединение времен и стилей
И здесь мы должны еще раз выразить благодарность театру — за выбор режиссера. Дмитрий Петрунь — ученик Олега Табакова, крепкий профессионал с отличным вкусом и большим опытом театральной и кинорежиссуры. Как художнику ему близко соединение разных видов искусства (мы помним оригинальное использование кино в его пензенском спектакле «Господа Головлевы»). В новом спектакле он проявил себя как мастер остроумного соединения времен и стилей. Буквально переносить на сцену классическую пьесу позапрошлого века невозможно. Повторять советский киновариант 1975 года бессмысленно. И режиссер нашел свой вариант. Игровая стихия его спектакля, основанного на старой пьесе и сдобренного цитатами из любимого россиянами фильма, вобрала в себя многие приметы сегодняшнего времени. Так режиссеру удалось повернуть историю к современности, придать свежести ее звучанию.
Спектакль и по актерскому составу молодежный. Даже пятидесятилетних баронета и адвоката здесь играют Николай Потапов и Артём Давыдов, которые на полтора десятка лет моложе своих героев. «Старшее» поколение актеров от души дурачится на сцене. Чего уж говорить про Илью Кочеткова, Степана Тусюка, Алексея Болдырева и Михаила Яценко, исполняющих роли студентов?! Каждый из актеров двигается-танцует на сцене в своем пластическом рисунке, создавая совместно образ спектакля-игры (хореограф — Глеб Шустов). Барышни существуют здесь прежде всего для декоративности и развития сюжета. Исключение составляет фигура донны Люции (Юлия Кузьмина) — тот стержень, развернувшись вокруг которого, события получают новое направление и в результате всё в этой запутанной истории становится на свои места.
Как брызги шампанского
Игра — вот ключевое слово нового спектакля. Игра, в которую играют все вместе — актеры на сцене и зрители в зале. Чтоб игра получилась, необходимо знать ее правила, которые здесь задаются первой же сценой. Это студенческая вечеринка: вспышки света под веселую музыку выхватывают разные композиции группы танцующих. Такое шумное и яркое начало создает сценическую атмосферу, помогает зрителям переключиться от своих проблем, настроиться на волну веселого действа.
Сценографическое решение спектакля отличается простотой и изяществом (художник — Олег Авдонин). Быстро и незаметно для зрителей пространство сцены трансформируется из студенческой комнаты в парк, из парка — в элегантную гостиную. Особенно эффектно последнее превращение: оно происходит в тот момент, когда наши герои дружно мчатся на машине в прекрасное будущее.
На высоте в новом спектакле театра драмы не только одежда сцены, но и одежда героев (художник по костюмам — Марина Смельчакова), в зависимости от ситуации — красивая или нелепая, но всегда выразительная и стильная, гармонирующая с художественным образом всего спектакля.
Деликатно и точно музыкальное оформление действия (Валерий Куликов).
В общем, скучно зрителям не будет. Порой кажется, что то шампанское, которое в начале событий молодые герои весело подворовывают друг у друга, рассыпалось искрящимися брызгами по сценическому пространству всего спектакля...
Спектакль «на вырост»
Такая комедия-фарс живет при одном условии: если все ее компоненты-детали четко работают как единый механизм. Понятно, что на премьере были накладки — то опоздали со светом, то в самый кульминационный момент вдруг отключился микрофон. Хочется верить, что «Тетушка на миллион» — спектакль «на вырост». Когда он будет отработан, то станет еще ярче и смешнее.
Светлана СТАРОСТИНА.
Дмитрий Петрунь: «Развлекать — сложная затея»
— Что бы вы хотели сказать зрителям вашего нового спектакля?
— В любых, самых сложных, жизненных ситуациях надо находить выход, и выход должен быть позитивным. Такие комедии положений — это рассказ про то, что, как бы ни было трудно, что бы ни случилось, надо выкручиваться! И доброе, отзывчивое, с юмором отношение всегда побеждает. Это основной посыл комедии положений.
— Как вам работалось с нашими актерами?
— Они доверяют, и от этого трудно. Легче, когда не доверяют. Творческий конфликт — он всегда лучше. Потому что, когда есть предложения, когда меня мучают — тогда рождаются более точные решения.
— Что можете сказать о спектакле?
— Развлекательный театр — это сложная затея. Вообще, комедия — серьезное дело. Комедия рождается (или не рождается) на реакции зрителя. Я очень волнуюсь: если появится искра между сценой и залом, значит, получилось. У зрителей уже есть свое видение этой комедии. Где-то ты можешь играть с оригиналом, делать какие-то парафразы, кокетничать со зрителями... Хорошо, что такая возможность есть.