70 лет исполнилось бы Виктору Огареву — заслуженному деятелю искусств России, музыканту и композитору, автору гимна Пензенской области. Последние годы жизни он возглавлял министерство культуры региона, а до этого почти 20 лет — областной драматический театр. Виктора Огарева не стало 10 лет назад.
В числе более 300 песен и стихов, написанных Виктором Огаревым, эта — одна из его любимых. Лиричная и мелодичная, его музыка в большинстве своем была близка к народной. Так говорят о ней те, кто эту музыку исполнял.
В репертуаре автора-исполнителя были и песни о Пензе. Название города российской глубинки звучало даже со сценических площадок Китая.
«Мы начали общаться не как начальник и подчиненный, а как некие такие два творческих начала: он как исполнитель, композитор и поэт своих стихов и песен, а мы как творческий коллектив, готовый исполнять его песни и произведения. С удовольствием исполняли. И потом эта дружба переросла в творческий союз, тандем. Творческий человек он всегда, наверное, такой вот что где-то ему легко, где-то не очень легко, он всегда преодолевает какие-то сложности, трудности, даже порой перед самим собой», — рассказал заслуженный артист России, руководитель губернаторского ансамбля солистов «Старгород» Михаил Кокорин.
Впоследствии, уже будучи министром культуры, он стал автором музыки гимна Пензенской области. Сейчас это один из государственных символов региона. Любовь к песенному творчеству была заложена в семье. Огаревы переехали в Пензу, когда их сыну исполнилось семь лет.
Хор мальчиков во Дворце пионеров Пензы стал первой и сразу большой сценической площадкой для юного солиста, которого называли пензенским Робертино Лоретти. Его будущее было предопределено. Ведь он и на свет-то появился в рубашке! Мама Виктора Огарева вспоминает девятое октября 1950-го года.
«В 4 часа дня при солнечном свете ярком родился в пузыре мальчик. Доктор была хорошая, она говорит: “Батюшки, первый раз в моей жизни ребенок родился в пузыре”. Вот так вот началась жизнь. Мы приехали сюда, он пошел в школу. И привели его в хор мальчиков, мы с мужем привезли его. Как он там запел! Все ахнули. А он маленького роста был, маленького и такой щупленький. И как он запел там эти песни, да еще неаполитанские начал петь. И он известный стал, Боже мой», — поделилась мама Виктора Огарева Анастасия Огарева.
Семейный альбом хранит яркие страницы творческого становления будущего композитора и поэта.
Уже позже, когда знаменитому хору мальчиков исполнилось 50, а его воспитанникам еще больше, Виктор Огарев возглавил оргкомитет по празднованию полувекового юбилея творческого коллектива.
Творческие коллективы сопровождали его всю жизнь. В филармонии, где он работал художественным руководителем, создал вокально-инструментальный ансамбль «Ровесники». Их сценической площадкой стал модный в то время ресторан «Сурские зори».
«У нас ассоциировалось это дело с эстрадой, мы не допускали того, что какая-то, как сейчас говорят, халтура. Все было достаточно отрепетировано. Хотелось верить, что все это было на профессиональном уровне. В общем-то, хвалили нас. Мы были как одна семья. В этом отношении он был очень большой молодец, что касается его человеческих качеств. С ним вообще было приятно работать, он очень ищущий был человек», — поделился музыкант ВИА «Ровесники» Валерий Григорьев.
«Очень интересно мы работали, по гастролям, мне было очень приятно и интересно работать. Что-то такое особенно свое было, мелодичное. Стихи у него были, конечно, потрясающие. Когда начинаешь читать стихи, то ты начинаешь понимать русскость, какая глубина души в нем, в этих стихах. Здорово просто. Вот это мне очень понравилось», — вспоминает музыкант ВИА «Ровесники» Михаил Русинов.
«Ровесники» в Пензенской филармонии по популярности не уступали знаменитым «Песнярам» в филармонии Минской.
Диана Огарева исполняет песню своего отца. Их семейный дуэт пользовался большой популярностью. В сопровождении музыкантов Диана и Виктор Огаревы исколесили всю область.
«Работать с отцом было не как с отцом. Я воспринимала его как партнера, коллегу, как старшего товарища, и здесь взаимоотношения были совершенно на другом уровне, нежели отец и дочь. Он был достаточно строгий, очень серьезным человеком, но он был с неподражаемым чувством юмора, очень добрым и, самое главное, он был очень справедливым», — рассказала дочь Виктора Огарева Диана Огарева.
Музыка в жизни Виктора Огарева была всегда. Только для дуэта с дочерью он написал десятки песен. Петь с папой довелось и сыну Антону. Специально для него он писал детские песни и даже сочинял сказки — тоже музыкальные.
«Музыка в его жизни — это все, начиная от рождения и до самых его последних дней, музыка была каждый день, минуту, секунду, несмотря на то, где бы он ни был. Дуэт родился очень забавно, когда я поступила в музыкальную школу, где-то семь-восемь лет, мой преподаватель ввела традицию проводить семейные музыкальные вечера. Мы решили подготовить песню, и не просто песню, а одну из любимых и знаковых для моего отца песен. Это итальянская песня “Санта Лючия” потому, что с этой песни он начинал в хоре мальчиков как солист. Соответственно, была выучена, написаны русскими буквами итальянские слова и мы исполнили ее на два голоса», — поделилась Диана Огарева.
В год, когда пензенскому хору мальчиков исполнилось 50, а его воспитанникам еще больше, Виктор Огарев возглавил оргкомитет по празднованию полувекового юбилея творческого коллектива.
Музыкально-певческая одаренность с детства уверенно вела будущего министра культуры по дороге песенного творчества. И вдруг на ней появляется искусство театральное. В 1983 году областное руководство предложило ему возглавить драматический театр. Раздумья были мучительными.
«Он все-таки человек творческий, ему петь надо, выступать надо, а театр это все-таки немножко не то направление», — рассказала сестра Виктора Огарева Вера.
В драмтеатр он пришел директором, а позже стал его худруком. В общей сложности служил там почти 20 лет. Труппу театра за это время составили блистательные актеры. У Галины Репной было много главных ролей, а это — рост актрисы, расцвет актерской профессии.
«Он пришел, и когда нам представили его, я подумала: “Боже, какой молодой!”. И у нас, конечно, была надежда, что после смерти Рейнгольда к нам пришел молодой, и он продолжит дело нашего великого Рейнгольда. Как человек он был очень добрым, добрый такой Огарев. Потом, когда он ушел в министерство и стал министром, долго его вспоминали в театре. Мы привыкли, что он был хозяином», — рассказала народная артистка России, актриса Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского Галина Репная.
Сергей Казаков вспоминает свой приход в Пензенский театр, когда с первых минут знакомства с Виктором Огаревым сразу возникла взаимная симпатия, затем она переросла в дружбу.
«Для меня директор — это чиновник всегда был, а здесь совершенно такой творческий, добрый, ранимый, невероятно талантливый человек. Неслучайно Белякович Огарева называл “брат-близнец”, потому что оба были отражатели божественного. Я сейчас смотрю на себя в зеркало — я тоже к этому стремлюсь. Огарев для меня — это не просто друг, это учитель, человек, которому я безумно благодарен и буду благодарен всю жизнь», — отметил заслуженный артист России, художественный руководитель Пензенского драматического театра Сергей Казаков.
Трагедия случилась в 2008 году. Театр сгорел. Все растерялись, не знали, что делать. И хотя Виктор Огарев в то время уже был министром культуры, тот пожар воспринял как личную трагедию.
«Он был просто подавлен, потому что все-таки сколько лет он проработал здесь, это его детище, можно сказать, при нем какая плеяда хороших артистов у нас выросла. Он сначала был очень подавлен и это, наверное, с месяц, а потом, когда это все закрутилось, немножко пошло-пошло. Мы много с ним ездили, выбивали, пробивали. На стадии проектирования уже мы много посетили театров, собрали все лучшее из театров России», — рассказал директор Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского Александр Фомин.
Так в новом здании театра появилось специальное помещение — студия звукозаписи. До этого времени музыкальное сопровождение спектаклей оформляли, что называется, на коленке. Однако записать собственные песни в новой студии Виктору Огареву уже не довелось.
«Он был правильным министром культуры, потому что принимал участие в творчестве самостоятельно, то есть он писал стихи и музыку. В его песнях есть мелодии, а это самое главное, что должно быть в музыке и поэтому его мелодии очень запоминающиеся и исполнять их, а я оранжировщик, работать с этим материалом очень легко и просто. Очень часто я слушаю два его альбома, которые мы сделали вместе, и до сих пор мне эти записи дороги и приятны», — поделился композитор Валерий Куликов.
В канун 2001-го года Виктор Огарев возглавил областное министерство культуры.
«Это были такие годы, когда должность эта была просто неподъемно тяжелой. Но он, первое, не переносил на подчиненных все те сложности, которые ему достались, и оставался спокойным. Искренне, правдиво доброжелательным, с юмором. С ним было легко решать вопросы, потому что он слышал, о чем ему говорят» — отметила директор государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова.
Сменив сценический костюм на министерский пиджак, он активно лоббировал интересы культуры. Будучи читающим человеком, понимал нравственную ценность книг. В то время, когда денег в бюджете на сферу культуры по-прежнему не хватало, добился шести миллионов рублей на обновление библиотечных фондов.
«Сколько он сделал для культуры, особенно для библиотек, этого не сделает и батальон подвижников и чиновников, наверное, тоже. А он это смог сделать. Он и был красивым и хотел, чтобы было красиво. И под этой эгидой красоты, простоты, естественности и в тоже время высочайшей культуры он и умел работать», — поделилась директор Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова Марина Осипова.
Новый министр кабинетным начальником не стал. «Культурное хозяйство» региона было огромным и проблем в нем тоже немало. В области активно создавали социокультурные центры — вместо пришедших в упадок после «лихих девяностых» сельских клубов.
Его коллеги вспоминают, как часто Виктор Огарев повторял, что все наши беды от бескультурья. И почти по-чеховски — о том, что в человеке прекрасно должно быть все. В спорте для него на первом месте тоже была культура — физическая. Как следствие, написанный им гимн пензенских спортсменов.
«Это не случайный человек от спорта, и в этом произведении объединились творческое начало и любовь к спорту. А вы вспомните, как он выглядел! По нему было сразу видно, что человек этот не далекий от спорта» — рассказал врио первого заместителя министра физической культуры и спорта Пензенской области Владимир Жучков.
Тяжелая атлетика, плавание, тренажеры и большой теннис. Как в творческой, так и на административной работе он — всегда аккуратен, подтянут и в самой лучшей форме. В кулуарах о нем шептали — «мистер элегантность».
В воспоминаниях он остался человеком большой души и благородства, высокой культуры и интеллигентности, тонкого вкуса и обаяния. Эти качества отразились и в его песнях.
Свои первые аккорды на гитаре старательно берет 9-летний Иван Огарев. Любовь к этому инструменту Ване перешла от дедушки — вместе с музыкальными способностями.
«Хоть я никогда и не видел своего дедушку, но я по нему очень скучаю, и я хочу научиться играть на гитаре, как он», — рассказал внук Виктора Огарева.
Свою последнюю запись Виктор Огарев сделал на Пензенской студии телевидения в апреле 2010-го, когда вся страна готовилась к 65-летию Великой Победы.
Золотая осень для него была любимым временем года. В это время он появился на свет и в эту же пору ушел — не дожив всего месяца до своего 60-летия.
Источник: ГТРК «Пенза»