На сцене разворачивались события покруче, чем в иных телепрограммах «Пусть говорят»
Ох, и переживала я за этот спектакль! Очень хочется, чтобы в нашем театре было как можно больше серьезных и значимых работ. А тут заявлено произведение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Драматичное, мрачное, даже страшное. Как ни изгаляйся, а ничего веселенького в постановку не воткнешь. Что скажет публика?
И вот открывается занавес... Да, мрачновато... Декорации скупы: замкнутое пространство амбара, стены из темных досок, стол да рукомойник, да ведра с мешками.
Вот кто может догадаться, что эти ведра и мешки станут выразительными инструментами в руках актеров, будут звенеть, греметь, шуршать, то наполняться, то снова пустеть. Но это потом, а пока — на сцене мрак.
И вдруг замечаешь экран над декорациями, он светится и воспринимается как окно в другой мир, хотя в нем отображается происходящее на сцене. Я так поняла, что режиссер дает вначале отдыхать зрителям на этом светлом пятне, переключаться со сценического пространства, напоминающего гроб. К середине первого акта мне уже не нужно было поднимать глаза к экрану — сработало колдовство режиссера, произошло погружение в спектакль. Даже не знаю, оставалась ли эта проекция (другие говорят, что да, была до конца).
Сам термин «колдовство» мне подарил молодой актер Николай Шаповалов, сыгравший Петеньку. Он рассказал о своем восприятии романа и добавил:
— А дальше — режиссер колдует.
Дмитрий Петрунь наколдовал...
Большинство опрошенных мною людей сказали о спектакле: «Мощно». Секрет режиссера раскрыла актриса Анна Арзямова, тоже из молодых:
— Дмитрий говорил нам, что ставит спектакль про себя. Что самая страшная война — это война внутри семьи. Что ни одна семья в России не избежала тех трагедий, которые происходят в спектакле.
— Это такая современная вещь! — вступил в разговор Николай. — Я пригласил на премьеру своих друзей, мне было интересно: пробьет их или нет. Вы знаете, зацепило, тронуло. Некоторые даже прослезились...
— Спектакль получился жизненным. В нем нет красивостей. Все правда, — считает Анна.
Николай:
— Мне нравится тема отношения между родственниками. Мой герой проигрывает 3 тысячи рублей (сейчас это равносильно 3 миллионам!) и приезжает к отцу просить денег. Эту ситуацию можно перевести на нынешних наркоманов, игроманов... Я смотрю телепередачи типа «Пусть говорят!» — да там сплошной Салтыков-Щедрин. Как часто родные люди уничтожают друг друга.
Кстати, Николай Шаповалов прекрасно сыграл сцену возвращения домой, прямо пронзительно. Потому мне и было интересно поговорить с ним.
И Анну я пригласила, чтобы выразить свое восхищение. Она, уже завоевавшая популярность, играла роль без единого слова. Ее Дуняшка весь спектакль на сцене — то прядет, то мешки таскает. В общем, крепостная девка, в начале молоденькая, в конце уже старушка. Аня не фон создавала — играла, из образа ни на секунду не вышла.
— Нам в институте мастера говорили: мол, поначалу кроме «Кушать подано», «Барин приехал» ничего не ждите. А мы как-то сразу попали на серьезные роли в «Куклах» и еще в ряде спектаклей. Но вот период массовки все же настал для меня. Нормально!
Теперь о главных ролях. Надеюсь, их исполнители не обиделись, что начала я с молодых. Корифеев мы знаем, они — наши, а к молодым все приглядываемся: оправдают ли надежды? Оправдывают!
Порфирия Головлева (Иудушку) сыграл заслуженный артист России, художественный руководитель театра Сергей Казаков. Он признался, как ему было трудно. Ответственность за весь театр, множество дел и — репетиции в таком большом и сложном спектакле. Роль, конечно, его. И такое ощущение, что он пока только примеривается к ней и выдаст еще на-гора.
Нашей любимой Галине Репной досталась волевая женщина. И чувствуется, что нелегко, нелегко дается ей длинная по переживаниям роль — от властной хозяйки до приживалки и сумасшедшей. Но дается.
Получается, что всем в этом спектакле нелегко. А у режиссера, говорят, вообще был нервный срыв в день премьеры. Но это вот как на мели идешь спокойно по донышку, а в глубоком месте, да при сильном течении — плывешь, борешься, устаешь. Но если преодолеваешь, то долго помнишь и опыт имеешь драгоценный.
А кому интересно ходить по мели?
Светлана ФЕВРАЛЕВА.
О режиссере
Дмитрий Петрунь — ученик Олега Табакова, в 1998 году окончил его курс в школе-студии MXAT и проработал несколько лет в «Табакерке». Режиссер телесериалов «Петровка, 38. Команда Петровского», «Спальный район», «Случайный свидетель», «Монтекристо», «Черкизона». Был главным режиссером Кемеровского театра драмы. Ставит спектакли в московских и провинциальных театрах.