На этой неделе по всей России стартует Год театра, и Пензенская область не исключение. Кроме того, в начале декабря Пензенскому драматическому театру исполнилось 225 лет. Редакция Первого пензенского портала пообщалась с его руководителем — Сергеем Казаковым. Он рассказал о секретах театральных и политических.
Как всё будет
28 апреля нынешнего года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». Поэтому грядущий 2019 год станет в нашей стране Годом театра.
Главные торжества по случаю открытия Года театра пройдут 13 декабря в Российском государственном академическом театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле — на родине русского театра. В этот же день церемонии состоятся и во всех регионах России.
Накануне этого торжественного события мы решили узнать, как будет проходить празднование Года театра в нашем городе, у художественного руководителя Пензенского драматического театра, заслуженного артиста России Сергея Казакова.
— Сергей Владимирович, расскажите, как будет проходить открытие года театра в нашем городе?
— Несколько дней назад, 5 декабря, Пензенскому драматическому театру исполнилось 225 лет, за нами большая театральная история, поэтому и ответственность перед нами стоит большая. И вполне естественно, что торжественное открытие года театра будет проходить именно на нашей сцене. Все театры Пензенской области будут принимать участие в этой церемонии. Зрители увидят театрализованный пролог из истории театрального искусства в Пензе, будет выступление Губернатора Пензенской области Ивана Александровича Белозерцева и других официальных лиц, каждый из театров представит себя со сцены. Кстати, приглашение на церемонию открытия Года театра любой желающий может получить в кассе театра.
Так как это событие очень мощное, то мы как представители одного из старейших театров России будем принимать участие в торжествах не только у себя «дома», но и за рубежом — на сцене Российского центра науки и культуры в австрийской столице Вене, куда наша делегация буквально на днях отправляется по линии Россотрудничества.
Кстати, недавно, в преддверии Года театра нам выпала часть открыть программу масштабного международного проекта «Российские театральные сезоны на Кипре» в городе Пафосе. Мы стали первым российским драматическим театром, который показал там свою постановку — это был камерный спектакль «В зале есть врач?».
— Расскажите о планах на предстоящий Год театра.
— Быть старейшим театром Росссии очень почетно, и в то же время, как я уже говорил, это очень большая ответственность. Надеюсь, что такое внимание к театру со стороны государства будет не только в год театра, но и постоянно.
В грядущем году театра мы намерены воплотить в жизнь много самых разнообразных проектов. Это и открытие театрального музея в здании театра, и третий Международный фестиваль «МаскерадЪ», который на этот раз будет посвящен творчеству нашего земляка Всеволода Мейерхольда, и режиссерская лаборатория современной драматургии, и Всероссийский драматургический конкурс «Автора — на сцену!», задачей которого станет поиск новых пьес для подросток и молодежи... перечислять можно еще долго. И, конечно же, новые премьеры. Уже скоро начнется работа над спектаклем по пьесе А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», который мы подготовим к фестивалю «МаскерадЪ», и над комедией И. Тургенева «Нахлебник» к юбилею заслуженного артиста России Василия Яковлевича Конопатина. А ближайшая премьера — это музыкальная сказка «Бременские музыканты», которую мы будем показывать детям во время новогодних представлений.
Лаборатория актерского мастерства «Первая скрипка», которая работает на базе театра, также станет участником Года театра. Зрители увидят новые постановки в исполнении ее воспитанников.
Не ценим то, что имеем
— Сергей Владимирович, расскажите, как, на ваш взгляд, сейчас складывается ситуация в стране с российскими театрами в целом?
— Мы все порой не ценим то, что имеем. И та ситуация, которая сейчас складывается с Российскими театрами, — на самом деле ситуация уникальная. На самом деле, ни в одной стране мира такой ситуации нет.
Ведь у нас огромное количество не только профессиональных театров, но и любительских коллективов, театральных студий, кружков. Театральное творчество в России очень развито, и это замечательно.
Театр, как, может, быть ни одно из искусств, имеет мощную объединяющую силу. Театр воспитывает, заставляет думать, помогает посмотреть на себя со стороны. Он воспитывает патриотизм, гражданскую позицию, чувство ответственности за общее дело, поскольку театр — искусство коллективное. Но, как и любая мощная общественная сила, театр может воспитать душу, а может и разрушить ее. Всё дело в подходе, в том, какую задачу ставят перед собой театральные деятели. Я — за созидательный театр.
Кстати, в других странах театр есть не в каждом крупном городе. И далеко не в каждом городе там есть самодеятельные коллективы. Для взрослых точно мало где есть. В отличие хотя бы от нашей Пензы, где недавно прошел очередной, уже 11-й по счету фестиваль любительских коллективов «Чудное мгновенье», и в нем участвовало около 40 коллективов из разных городов России, в том числе почти 25 — из Пензы и области, и там есть немало народных театров, где занимаются уже взрослые люди. Так же, как и у нас во взрослой группе «Первой скрипки».
Ну скажите, какая другая страна сможет похвастаться таким количеством коллективов? Взять тот же самый Кипр, он как раз размером примерно с Пензенскую область, но там и с любительскими коллективами, и с профессиональными театрами дело обстоит не очень... Поэтому, слава Богу, мы можем гордиться тем, как развито театральное искусство в России. И 2019 год назван Годом театра по праву, потому что в нашей стране театральное искусство — это ярчайшее явление, которое имеет очень глубокий смысл. На российской сцене даже самая непритязательная комедия, как правило, становится чем-то бОльшим, нежели просто «безделушка» для смеха, и театр никогда не превращается в чистую «развлекуху», как это бывает на Западе.
— Пензенский театр несколько раз в год выезжает на гастроли за рубеж. Как там складывается ситуация с театральным искусством? Насколько зарубежный зритель отличается от российского?
— Тут вот в чем дело: мы часто смотрим западные спектакли, подражаем западным образцам, говорим, что российский репертуарный театр — это архаизм, прошлый век, он изжил себя... Но когда приезжает за границу театр Вахтангова, или Малый театр, или еще какой-то из наших знаменитых репертуарных театров, то свободных мест в залах нет. Все приходят посмотреть на нашу театральную школу, она у нас особая, уникальная.
Известный факт: весь Голливуд, по сути, вышел из российской театральной школы. Великий актер и режиссер Михаил Чехов, ученик Станиславского — один из создателей голливудской актерской школы, через которую прошли практически все суперзвезды кино. И американская, и европейская театральные школы тесно связаны с русской традицией, имена Станиславского, Михаила Чехова, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова для них священны. К примеру, великий польский режиссер XX века Ежи Гротовский, создатель теории и практики «бедного театра», где актер должен полагаться только на свое мастерство, умение владеть телом и голосом, в 1950-х годах специально ездил учиться в ГИТИС.
А мы, как я уже сказал, зачастую начинаем забывать свои собственные корни, охаиваем их, пытаемся подражать западному театру, кто-то гордится своей якобы близостью к европейскому театру... Хотя европейский театр процентов на 80, а то и на 90 — наследник русской театральной школы.
Нужно беречь российскую театральную школу. Так что, будем надеяться, Годом театра станет для нас не только 2019 год, но и все последующие.
О секретах политики
— Говорят, что почти вся политика выстраивается на харизме. На ваш взгляд, в чем главный секрет политического красноречия? Как держать аудиторию из иногда недовольных избирателей и вызывать у них доверие?
— На самом деле секрет тут очень прост: надо самому верить в то, что ты говоришь. Тогда тебе поверят люди. Без этого никакое красноречие и никакая харизма не помогут.
— На ваш взгляд, много ли у нас харизматичных политиков в Пензенской области?
— Политиков, хороших и разных, у нас, конечно, немало, но я все-таки на первое место поставлю Ивана Александровича Белозерцева. У него, кроме всего прочего, есть одно очень важное достоинство: он замечательно умеет общаться с детьми. Я это не раз видел во время его встреч с юными жителями Пензы и области, которые традиционно проходят у нас в театре перед Новым годом. Он непременно очень внимательно выслушает все вопросы детей и очень просто, понятно и по-доброму им ответит.
— Что вы могли бы посоветовать нашим пензенским политическим деятелям в плане прокачки их красноречия? Чего им не хватает, на что нужно обратить внимание?
— Я уже ответил на этот вопрос: главное — верить самому себе, и тогда тебе поверят люди. А что касается каких-то чисто технических ораторских приемов — тут я всегда готов помочь на занятиях в «Первой скрипке».
Источник: Первый пензенский портал