Мало кто знает, что Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского входит в число 5 самых старейших театров России. Свою историю театр отсчитывает аж с 1793 года, и в этом году коллектив театра с гордостью празднует 225-летие.
Когда появился Пензенский драмтеатр, на свете ещё не было А. С. Пушкина, Наполеон Бонапарт ещё подавал надежды и лишь мечтал о великой славе, а первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия ещё ходил в школу.
Свои богатые традиции Пензенский театр хранит до сих пор, стараясь соответствовать высоко поднятой с самого своего рождения планке: первый в истории Пензы театральный сезон был открыт постановкой комедии «Обманщик» по пьесе не кого-нибудь, а императрицы Екатерины II.
Интересно, что пригласить Пензенский театр на Кипр порекомендовал организаторам проекта «Российские театральные сезоны» режиссёр Василий Бархатов, поставивший премьеру оперы «Медведь» в Лимасоле и Никосии! Оказывается, отец Василия родом из Пензы.
А сколько замечательных деятелей культуры подарила нам Пензенская земля! Это и всем хорошо известный Павел Воля, и певец Егор Крид, и великий деятель театра Всеволод Мейерхольд, и пародист Сергей Пенкин, и многие другие!
Вот и на Кипре — 24 октября в театре Маркидео в Пафосе и 26 октября в Муниципальном театре Строволоса — Пензенский областной драматический театр представит публике яркое и неординарное зрелище, спектакль «В зале есть врач?», сновидение в одном действии по пьесе молодого московского драматурга Елизаветы Трусевич. В 2017 году пьеса стала победителем конкурса по поддержке современной драматургии Министерства культуры Российской Федерации.
На сцене кипрских театров в эти дни будет просто тесно от персонажей со знаменитыми фамилиями, а начнётся всё с того, что в роковой день 29 января 1837 года у постели смертельно раненного на дуэли Пушкина появляется странный незнакомец в пенсне и утверждает, что он — врач, который может спасти поэта. Собственно, весь сюжет пьесы — или, точнее, трех новелл, составляющих ее, подобно булгаковским «снам» в «Беге» — завязан вокруг литераторов, врачей и тех, кто сумел счастливо совмещать две эти профессии: перед зрителями появляются Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович Даль, Иван Тимофеевич Спасский (домашний врач Пушкина) и Антон Павлович Чехов, доктор Эрик Шверер из Баденвайлера (того самого немецкого города-курорта, где лечился Чехов) и Михаил Афанасьевич Булгаков, а еще писательские жены — Наталья Николаевна Пушкина, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова и Елена Сергеевна Булгакова, и, кроме того, двое братьев-студентов — Лев и Артём (тоже вполне реальные Лев и Артемий Рабенеки, оказавшиеся в Баденвайлере в одной гостинице с Чеховым).
И всё это пестрое общество трех разных эпох 1837 года, 1904 и 1940 — играют всего пять актеров, порой чуть ли не прямо на сцене перевоплощаясь из одного персонажа в другого.
Режиссер не заставляет актеров глубоко вживаться в образы своих героев, образы эти скорее намечены несколькими яркими штрихами — не случайно в программке роли названы не «Пушкин» или «Чехов», а «За Пушкина», «За Чехова» и т. д. Вообще в спектакле много условностей, много игровой стихии: вместо скальпелей — гусиные перья, вместо медицинских пиявок и льда — тоже перья, лёгкие и красные; на грифельной доске достаточно написать мелом «шкаф», а потом добавить «тяжёлый» — тут же она и становится тяжелым шкафом, которым заслоняют дверь; Пушкин, сочиняя новое стихотворение, вдруг провидчески цитирует Пастернака, да так и не заканчивает строчку; в «живом» исполнении звучат то песня на стихи Бродского, то композиция современной белорусской группы «Серебряная свадьба» (мелодия этой песни под названием «Черная речка» вообще стала музыкальным лейтмотивом спектакля).
На показах спектакля в разных городах России зал всегда полон, в нем царит та тишина, которая порой говорит больше, чем громкие аплодисменты. Впрочем, и аплодисменты в конце присутствуют — бурные и долгие.
В общем, сходите на спектакль 24 октября в 20.00 в театре Маркидео в Пафосе или 26 октября в 20.00 в Муниципальном театре Строволоса в Никосии. Он того стоит.
И знайте, что Пенза это не только вкуснейшее пиво, караси и раки, но и эталонные театральные традиции.
Сергей ХИЛЛ
Источник: «Вестник Кипра»