У артиста пензенского драмтеатра Павла Тачкова две большие страсти. Одна, естественно, театр, а вторая — футбол. На фоне проходящего в России чемпионата мира по футболу такое хобби более чем в тему. Но разговор мы начали все же с театра. Причем не драматического, которому он верой и правдой служит 18 лет, а с музыкально-поэтического театра «Слово».
— Павел, с чего все начиналось?
— Все начиналось еще 20 лет назад, когда я познакомился с заслуженной артисткой Северной Осетии Ириной Дубровиной и ее театром «Голос поэта». Меня настолько впечатлило увиденное и услышанное, что я тут же попросил Ирину Львовну принять меня в ее театр.
Она научила меня ценить и любить слово, за что я ей благодарен. Кстати, спектакль по Маяковскому я посвятил ей, потому что именно эту программу мы с ней когда-то начинали делать.
И вот спустя 20 лет я решил вернуться к поэзии и создал театр «Слово». У меня до этого были проекты с Верой Фейгиной, с ансамблем «Старгород», пока я наконец не решился сделать вместе с Аллой Тарховой и Сергеем Струковым спектакль по творчеству Давида Самойлова. И в сентябре прошлого года на малой сцене драмтеатра в рамках фестиваля «Жар-птица» мы сыграли его. Музыкальные импровизации Сергея, душевные песни в исполнении Аллы и я в роли чтеца — таким был первый спектакль «Русская душа».
— Первый блин вышел не комом, и это тебя вдохновило?
— Да, я получил необходимый заряд позитива, и спустя месяц в органном зале филармонии Марта Серебрякова с квартетом «Губерния» и музыкант Виктор Климов помогли мне сделать спектакль «Признание», рассказывающий об истории любви Дениса Давыдова и Евгении Золотаревой. Здесь даже придумывать ничего не пришлось, мы просто напомнили зрителям про роман бравого гусара и нашей землячки. Органный зал стал, кстати, отличной декорацией для этого спектакля, а Марту Серебрякову некоторые журналисты называют до сих пор Золотаревой.
В спектакле «Про это» по творчеству Маяковского играют непрофессиональные артистки. Но тем не менее харизма Екатерины Миленькой и любовь к джазу Ирины Одуло сделали свое дело. Кстати, так уж получилось, что последние два проекта я делаю с людьми, так или иначе связанными с журналистикой. Алексей Горячев — в прошлом сотрудник 11 канала, Александр Исаев журналист в настоящем, да и я в конце прошлого века успел поработать на одном из пензенских телеканалов. Вот мы и сочинили «Бродского на троих». Радует, что все проекты оказались не одноразовыми, каждый из спектаклей был сыгран неоднократно.
— А что в планах?
— Все сделанные поэтические программы назревали давно. Так, допустим, Маяковского я не решался делать 20 лет, пока не понял, что джаз — лучшая музыка для поэта. А спектакль «Признание» — до тех пор, пока Давыдов не нашел свою Золотареву-Серебрякову в Пензе. У группы «4.0.3» услышал песню «Ленинград» и решил, что нужно с ними сделать «Бродского на троих», а саксофон — главным действующим инструментом в спектакле.
Так вот, чтобы сделать новую программу, надо заболеть каким-то или произведением, или поэтом, присвоить его себе и тогда уже сочинять спектакль на троих. Самая интересная история в спектаклях для меня — это когда люди, с кем я делаю спектакль, выходят на сцену и понимают, какой это стресс и кайф одновременно. И кто-то из них даже осуществил свою мечту.
— А откуда такая любовь к футболу?
— Все из детства. Мне было 10 лет, когда мой друг подсадил меня на «Спартак», и с тех пор я болею только за красно-белых. Да и команда тогда с Федором Черенковым классная была. Кстати, я сына тоже назвал Федором.
Правда, не только в честь Черенкова. Тут и Достоевский, и Конюхов, и Шаляпин, и Двинятин, и Бондарчук... Неплохая компания получается.
А первый матч, который я увидел вживую, был «Спартак» — «Динамо», проходивший в «Лужниках» в 1988 году. Вымпел с того матча висит у меня сейчас в гримерке. Футбол — это тоже своего рода музыкально-поэтический спектакль, где игра это поэзия, где «Спартак» — «ЦСКА» — лучшая строчка, а гремящие, гудящие и свистящие трибуны — это музыка... Нет, симфония! Еще и сам играю, стою на воротах нашей артистической команды «Антракт».
— А последний выезд как болельщика «Спартака» куда был?
— Мы ездили в Санкт-Петербург, где делали фильм для Музея одной картины, и съемки совпали с матчем «Спартака» против «Тосно». Понятно, не мог не сходить. Правда, афишировать свою спартаковскую принадлежность в Питере опасно, даже значок пришлось снять по пути на стадион.
— Не успел начаться чемпионат мира, а ты уже успел съездить в Саранск на матч команд Перу и Дании...
— Чемпионат мира — это только, мне кажется, повод к празднику. Главное — это атмосфера, карнавал, фестиваль гостей со всего мира. За этим я и еду в Саранск, Самару и другие города.
Яков БЕЛКИН
Источник: «Пенза плюс ТВ»