В Пензенском областном драматическом театре завершается 225-й сезон. Самое время, чтобы пообщаться с художественным руководителем театра, заслуженным артистом России Сергеем Казаковым.
— Сергей, 225 лет для театра — это много или мало?
— Суди сам: пензенский драматический театр входит в пятерку старейших театров России. Старше нашего только театры Ярославля, Калуги, Тамбова и Казани. Московские уже потом появились.
— 2019 год Президентом России объявлен Годом театра...
— Что для нас очень хорошо. У нас уже есть ряд предложений, как провести его в регионе. И 225-ю годовщину театра думаем совместить с открытием Года театра. В декабре этого года или в начале следующего. А главным событием предстоящего сезона должен стать III международный театральный фестиваль «МаскерадЪ», который на этот раз будет посвящен творчеству Всеволода Мейерхольда и пройдет в октябре 2019 года.
— Помню, с этим фестивалем были проблемы, когда торги на его проведение выиграла иногородняя фирма...
— Что Бог не делает, все к лучшему. Это было в позапрошлом году. Иногородняя компания выиграла торги, но в последний момент отказалась от проведения фестиваля, и его делали мы. Не буду называть эту фирму, но я ей благодарен. На самом деле, она нас взбодрила. Теперь мы не надеемся на федеральные гранты, а рассчитываем только на собственные силы и региональные ресурсы. Благодаря губернатору Ивану Белозерцеву, который стал настоящим крестным отцом фестиваля, это событие включено в план, на его проведение заложены средства в бюджет. И делать фестиваль мы будем сами, безо всяких торгов.
Вообще, фестиваль «МаскерадЪ» уже зарекомендовал себя как один из брендов Пензенской области. В нем заложена колоссальная энергетика, он объективно родился на пензенской земле, с которой связаны имена Михаила Лермонтова и Всеволода Мейерхольда.
— Вернемся к цифрам. В уходящем сезоне пензенский драматический театр представил на суд зрителей сразу девять премьер. Почти каждый месяц. Премьера за премьерой. При таком количестве не страдает ли качество?
— Столичные театры дают одну, две, максимум три премьеры в год. Мы — девять. Но при этом, не побоюсь сказать, каждый наш спектакль — шедевр в своем роде. К примеру, прошлогодняя премьера «В зале есть врач?» — наша гордость. Мы первыми поставили спектакль по пьесе Елизаветы Трусевич в рамках проекта «Из-под пера», возили его по фестивалям, завоевывали премии и призы. И в будущем сезоне мы представим не менее семи премьер.
Если ты говоришь о цифрах, то и я буду говорить о цифрах. В нашем театре 950 мест. Их надо заполнять. А значит, надо ставить спектакли для самой разной аудитории. И спектаклей должно быть много. Где-то есть, скажем так, «профильные» театры. Они работают на определенную, при этом достаточно узкую аудиторию. Это тоже замечательно. Пусть будет. У режиссера есть 60 поклонников и 60 мест в зрительном зале. Три раза в неделю он показывает им спектакль. Но мы не можем идти по такому пути. За год через наш театр проходит столько публики, сколько через их театр не пройдет и за 15 лет! Чувствуешь разницу?
— Есть статистика, сколько человек посещает ваши постановки в течение сезона?
— Где-то 150 тысяч человек в год. Аудитория большая, и у каждого возраста — свои предпочтения, свои традиции. Мы с командой точно знаем, что в Пензенской области есть четкие зрительские кланы. Есть современная театральная публика, которой нужно «что-то этакое». Она продвинутая, много смотрит и читает в интернете, ходит на представления «Театра на обочине», других коллективов подобного направления. Для этих молодых людей мы тоже ставим спектакли. Те же «В зале есть врач?», «Визит алой дамы», «Бесприданница»...
Есть спектакли для взрослого поколения. Это достаточно инертная публика, воспитанная на еще советских театральных традициях. До некоторого времени у нас, к сожалению, было мало спектаклей для этой аудитории. Сейчас такие постановки есть: «Поздняя любовь», «Севастопольский вальс». В этом сезоне мы выпустили спектакль для всех «Золото. Любовь. Революция» по пьесе Юрия Полякова. Там и для молодежи, и для поколения наших родителей. Премьера по всем показателям попала в «десятку», точно так же, как в свое время попал и «Севастопольский вальс».
Мы восстановили «Люкс № 13» с новым, «помолодевшим» составом. В этом году вышла уже третья версия этого спектакля. Потому что, как ни странно, это тоже спектакль для всех поколений. Он идет у нас девять сезонов. И поток зрителей не иссякает.
Есть детские спектакли. Каждый раз мы ставим новую новогоднюю сказку. У нас в репертуаре много современной драматургии. В проекте «Из-под пера» мы готовим публику к совсем новым, еще нигде не поставленным пьесам. Например, московские драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева пишут специально для нас. Мало какой провинциальный театр может похвастаться своими авторами. Михайлова написала «Историю одного преступления» и «Путь левой руки», потом у нас будет еще с ней совместный проект.
Многие произведения советских драматургов мы поставили в современной России впервые после долгого перерыва. Например, в этом сезоне состоялась премьера спектакля «Наедине со всеми» по пьесе живого классика Александра Гельмана. В этом году Гельман будет отмечать 85-летие. И уже пригласил нас к себе на юбилей с этим спектаклем.
Владислав Беляков
Источник: «Пенза-Онлайн»